Так рождается сталь

В Привальский| опубликовано в номере №683, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Слушай, Федор! - отвечает Фетисов. - Я знаю: сталевар ты неплохой, брака не делаешь. Но ты и другое пойми: отстал ты от жизни, не учишься. А техника вперед идет, того и гляди, на атомной энергии сталь варить будем. Ведь с волами управляться, и то нужно знать: что такое «цоб» и что такое «цобе». А тут - атом...

- Так и я не против учебы, только обидно мне, Алексей Данилыч: в подручных хожу, а мальчишки эти, того и гляди, скоро рядом станут. Как же это так, Алексей Данилыч?..

- Учиться надо! А на молодежь обижаться нечего...

Речь, как выяснилось, шла о юношах, окончивших десятилетку. В этом году на завод пришло около пятидесяти выпускников средних школ, и кое - кто из старых рабочих забеспокоился: не придется ли уступить место молодому пополнению?

В цех, посвистывая и гремя, въезжает паровоз с составом ковшей жидкого чугуна. Вот двухсоттонный кран легко подхватывает один из ковшей, разбрасывая во все стороны огненные искры, и влечет его к мартеновской печи. Автоматически открывается заслонка, ковш наклоняется, и густая струя чугуна льется в жерло печи, откуда с гудением вырывается пламя.

- Наши лечи особенные, качающиеся, - объясняет молодой инженер Шукстульский. - В процессе плавки они наклоняются, позволяя стекать шлаку. И люди у нас тоже особенные, - добавляет он и называет фамилии: лучший в стране сталевар Василий Минин, лучший сталевар завода Константин Гладков, знатный сталевар комсомольско - молодежной печи Иван Рубенович... Инженер продолжает перечислять имена, почти к каждому добавляя ставшие официальными звания «лучший» или «знатный». - Вот с такими людьми мы и осваиваем новую технологию варки стали: кислородное дутье, новый способ завалки сыпучих материалов, применение окалины в печах.

Внезапно Шукстульский замолкает и, взглянув на часы, произносит одно короткое слово:

- Время!

И снова люди с торжественными, серьезными лицами следят за тем, как в огромный ковш льется солнечная струя расплавленного металла. Только на этот раз ковш заполняется не чугуном, а сталью.

Эта плавка, как и большинство других, скоростная. Сэкономленные минуты складываются в часы, в дни - и вот он, результат: на кумаче, прибитом к стене, слова: «Дадим к XX съезду КПСС десять тысяч тонн стали сверх годового плана!».

Наше путешествие, начатое несколько дней назад на руднике, подходило к концу. Мы видели, как добывают руду, как обогащают ее и делают агломерат. Мы переплыли на рудовозе Азовское море и видели, как агломерат превращается в чугун, как из чугуна варят сталь. Нам оставалось посмотреть еще, как из стали прокатывают готовые изделия. И мы отправились в цех блюминга.

Тут в нагревательных колодцах, прикрытых крышками, раскаляются стальные слитки. С грохотом катится напольная машина и отодвигает крышку. Тотчас подходит кран и гигантскими клещами вытаскивает раскаленную болванку, с которой медленно стекают тяжелые капли жидкой стали. Кран бережно ставит свой сверкающий искрами груз на тележку, и та везет слиток к прокатному стану. Скоро в далеком конце цеха появляется новенький, еще пышущий жаром рельс. Процесс завершен...

Сложными машинами и механизмами блюминга и прокатного стана управляет молодежь. Из кабины напольной машины выглядывает смеющееся девичье лицо. Это комсомолка Маша Чухно. Три года назад она сидела в ларьке с газированной водой, потом стала табельщицей, но скоро ушла из конторы в цех. За это время она овладела несколькими профессиями и одинаково умело обращается с напольной машиной и с мощным клещевым краном. Рядом с ней работает выпускник школы ФЗО Иван Раду, а высоко под потолком, в кабине семидесятитонного крана, сидит студент вечернего металлургического института Виктор Казакевич.

Именно к этой молодежи обращены слова плаката, протянутого над цехом: «Работай, учись, дерзай, твори!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены