Свежий порывистый ветер с Балтики гонит осенние тучи. Они плывут так низко, что кажется, вот-вот Адмиралтейская игла вонзится в них, распорет это серое, свинцовое покрывало. Ленинградское небо, такое ласковое и прозрачное в солнечные дни, все чаще и чаще обрушивает на город косой, секущий дождь.
Пасмурно и сыро.
Но даже в эту тусклую, мглистую погоду людно на Невском проспекте. Главная артерия города напоминает бурный поток. Он нарастает к вечеру, когда кончается трудовой день на фабриках и заводах. 6 стремительной, шумной лавине людей царит дух бодрости и радости, то приподнятое настроение, которым живет в эти дни город. Улицы и площади уже надели праздничный наряд - полощутся красные флаги, то там, то здесь вспыхивают разноцветные огни: «Да здравствует 38 - я годовщина Октября!»
Как и накануне каждого праздника, в предоктябрьские дни на улицах Ленинграда особенно часто можно встретить группы молодежи, совершающей экскурсии по историческим местам. Во всем величии и красоте предстает город Ленина - колыбель Великой Октябрьской социалистической революции, город - герой, где пронеслись первые революционные вихри, где каждый камень хранит дорогие следы истории.
Сенатская площадь. Ее камни были свидетелями восстания декабристов. Провозвестники будущих революционных бурь погибли, но они верили: «Из искры возгорится пламя».
Сенная площадь. Тут был сооружен эшафот для «гражданской казни» Чернышевского. Царские сатрапы одели великого революционера - демократа в саван, поставили под виселицей и зачитали приговор. Этим позорным актом самодержавие хотело казнить революционную мысль.
Мрачные казематы Петропавловской крепости хранят тайну нечеловеческих мук и страданий узников - революционеров, заживо погребенных в этих каменных мешках.
Невский проспект 1 марта 1887 года видел группу студентов, вооруженных самодельными бомбами. Это были «последние могикане» из народовольцев. Пряча под полами пальто бомбы, они ожидали карету царя. Террористический акт не удался: покушавшихся на жизнь самодержца арестовали и повесили в Шлиссельбургской крепости. Среди пятерки казненных был и Александр Ульянов - старший брат Владимира Ильича Ленина.
Весть о последней героической трагедии народовольцев, разыгравшейся на берегах Невы, докатилась к берегам Волги, где в то время жила семья Ульяновых. Владимир Ильич, узнав о казни брата, сказал:
- Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти.
И вот спустя несколько лет на берегах Невы появился полный сил и революционной энергии, вооруженный марксистской теорией Владимир Ильич Ленин. В 1895 году он основал в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Объединяя разрозненные марксистские кружки в боевую революционную организацию, способную стать политическим руководителем рабочего класса, великий вождь пролетариата закладывал в Петербурге фундамент партии нового типа.
Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала.
Дворцовая площадь. Ее камни впитали в себя кровь жертв 9 января 1905 года. Эта трагедия, разыгравшаяся пятьдесят лет тому назад, послужила началом первой русской революции, которую Ленин назвал генеральной репетицией.
Смольный. Его стены, кажется, и до сих пор хранят тепло костров, при свете которых, направляемые вождем и организатором революции Владимиром Ильичом Лениным, уходили отряды рабочих, солдат и матросов на штурм Зимнего дворца в октябрьские дни 1917 года. Мемориальные доски у входа в это историческое здание гласят:
«Здесь, в Смольном, в дни Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. помещался штаб вооруженного восстания рабочих, солдат и матросов...»
«В Смольном 25 - 26 октября (7 - 8 ноября) 1917 г. заседал исторический Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, создавший Советское правительство первого в мире государства пролетарской диктатуры во главе с В. И. Лениным...»
Отсюда, из Смольного, на весь мир прозвучали первые ленинские декреты о земле и мире.
На Малой Невке стоит бросивший якорь на вечную стоянку крейсер «Аврора». Его залп по Зимнему дворцу, возвестивший начало новой эры в истории человечества, оборвал летопись страданий народа. Началась летопись стройки нового мира. Освобожденный революцией от гнета и эксплуатации народ вдохновенно и горячо приступил к созиданию. Его разумную творческую силу мы видим всюду: и в гигантских заводских корпусах, что поднимаются на Выборгской стороне, и за Нарвской заставой, и в колоссальном стадионе, выросшем на Елагиных островах, и в ленинградском метрополитене, гостеприимно открывающем в эти дни свои двери для ленинградцев, и в жилых массивах домов, выстроившихся по проспекту имени Сталина, и в зданиях новых школ, клубов, дворцов культуры.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.