Или как и почему исчезают на Западе произведения искусства
Поздним вечером 21 августа 1961 года из Национальной галереи Лондона исчез «Герцог Веллингтонский» работы Гойи. Произошло это через пятьдесят лет после похищения знаменитой «Моны Лизы». Портрет герцога Веллингтонского не является шедевром Франсиско Гойи. Тем не менее кража картины вызвала в Англии бурю негодования: ведь речь шла о портрете английского национального героя, своего рода британской святыне. Дело породило много толков, вызвало специальные заседания правительства и дебаты в палате общин...
Своей победой над Наполеоном в сражении под Ватерлоо 15 июня 1815 года герцог Веллингтонский снискал почти легендарную славу, еще при жизни ему были воздвигнуты памятники. До этого во главе английского корпуса он оказывал поддержку испанцам и португальцам в народной войне против французского владычества. Об этом рассказывают зарисовки Гойи «Бедствия войны». Художник хотел, как он сам однажды сказал, увековечить «важнейшие героические дела и эпизоды доблестного восстания против тирана Европы».
...12 августа 1815 года Веллингтон, бурно приветствуемый местным населением, въехал в испанскую столицу. Гойя спешил ему навстречу, миновал вражеские позиции и уже после битвы у Арапиласа делал зарисовки. Вслед за первыми набросками он писал в Мадриде портрет всадника и поясной портрет размером 64x52 сантиметра. Он изобразил герцога в красном мундире с золотым галуном, медалями и орденами. Коричневое, с бронзовым отливом лицо, загоревшее под солнцем Испании, со своенравным лбом, крупными дугами бровей, впалыми щеками, линия которых упрямо спускалась к угловатой челюсти с длинным, выдающимся вперед подбородком... Орлиный нос, с тонкими губами рот, мощная спина... Это портрет полководца-триумфатора. И тем не менее он не был традиционным портретом властелина и оставлял у зрителя ощущение новизны взгляда. Портрет Веллингтона прошел через множество рук и в конце концов оказался в собственности герцога Лидского. В мае 1961 года лондонская аукционная фирма Сосеби сообщила в ведущем художественном журнале «Барлингтон мэгэзин», что 14 июня она будет проводить распродажу известных полотен старых мастеров из собраний герцога Лидского, киноактрисы Элизабет Тэйлор, фигуристки Сони Хени и прочих. Среди предложенных к продаже полотен находились творения Рубенса, Брейгеля, Франса Гальса, Кранаха Старшего, Каналетто и «Герцог Веллингтонский» Гойи.
Около 11 часов утра 14 июня перед домом на Нью-Бонд-стрит, 34/35, толпились покупатели. В небольшом здании, главном корпусе основанной еще в 1744 году знаменитой художественной фирмы, и находился центр международной торговли произведениями искусства. Публичные торги у Сосеби происходили два раза в неделю и всегда являлись заметным общественным событием.
Репортеры газет раздобывали сведения о почетных гостях, занимавших нумерованные места на шатких позолоченных стульях, – богатых коллекционерах, видных антикварах. Те из многочисленных покупателей, кто не нашел места в аукционном зале, находились в соседних помещениях, расположившись у телевизоров. Сосеби – первый в мире дом антиквариев, ставший обладателем собственной телевизионной установки. Предлагаемые к распродаже предметы были уже известны по иллюстрированному каталогу...
Доставленные на аукцион 124 картины старых мастеров, в том числе 32 из собрания Лидса, были оценены в 6,5 миллиона марок ФРГ 1, что было наивысшим итогом сезона. Правда, подобные суммы для Сосеби не были чем-то диковинным. Бухгалтерские книги фирмы хранят более значительные цифры.
______
1 В. Лешбург в большинстве случаев использует финансовый подсчет в марках ФРГ.
Среди представленных в тот день экспонатов только портрет работы Гойи принес 140 тысяч фунтов (около 1,5 миллиона марок). По этой сенсационной цене картину приобрел американский миллиардер и коллекционер произведений искусства Чарльз Б. Райтмен, бывший президент нефтяной компании «Тексас ойл». На следующий день, как обычно, британские и зарубежные газеты сообщили о примечательных итогах торгов. Продажа американскому нефтяному магнату портрета английского национального героя привлекла всеобщее внимание и вызвала резкую критику. Факт, что эта картина будет вывезена за границу и, видимо, навсегда останется по ту сторону Атлантики, исчезнув в частной коллекции, взбудоражил англичан. В читательских письмах британцы требовали, чтобы правительство ввело запрет на вывоз картины.
Новый обладатель полотна заявил о своей готовности перепродать картину Национальной галерее. Бюджет музея, однако, не позволял затратить взвинченную на аукционе сумму. Только лишь когда частный Исаак-Вольфсон-фонд ассигновал 100 тысяч фунтов, правительство согласилось с проектом и внесло недостававшие 40 тысяч. Портрет был передан Национальной галерее и с 3 августа, расположенный на почетном месте в вестибюле, предстал взорам лондонцев. Через несколько недель он таинственным образом исчез.
21 августа галерею посетили 5690 человек. В 18 часов для публики музей закрыли. Как обычно, служащие приступили к уборке и ремонтным работам. В тот вечер 17 человек, включая электрика, работали в помещениях. Сигнальное устройство во избежание ложной тревоги включили лишь в 21 час.
Национальная галерея считалась наинадежнейше охраняемым музеем мира. Все окна зарешечены и подключены к электрической сигнализации. Все мыслимые подступы к музейному комплексу блокированы. Музей оборудовали системой фотоэлектрических элементов. Лучевая сеть, проложенная в 18 сантиметрах от пола, немедленно срабатывала, как только кто-нибудь ступал в выставочный зал.
...В 19.40 дежурный обошел галерею. Он убедился, что в выставочных помещениях все оставалось незыблемым и Гойя висел на своем месте. Тремя часами позднее один из смотрителей неожиданно обнаружил, что портрет герцога Веллингтонского отсутствует.
Руководство музея немедленно известило полицию. Заведующий отделом Скотланд-Ярда, связанным с раскрытием краж, направил в музей своих талантливейших сотрудников. Восемь специалистов по дактилоскопии изучили все следы и отпечатки. По их мнению, хищение совершили три человека. Поскольку ничто не указывало на взлом, следовало предположить, что воры (или один из них) остались вечером запертыми в галерее.
В аэропортах и гаванях служащие уголовного розыска предприняли проверку багажа. Однако портрет обнаружен не был.
16 июля 1961 года над Южной Францией завывал мистраль, жаркий сухой ветер. В Сан-Тропе, модном курорте на Ривьере, в тот вечер отмечали праздник лета. Шторм заглушал музыку и гомон веселящихся курортников, никто не присматривал за расположенной вне пределов городка капеллой, маленьким музеем, обладавшим прекраснейшим собранием произведений XIX и XX веков.
В два часа ночи к музею подъехал небольшой грузовик. Трое мужчин перелезли через ограду и открыли дверь. Из экспонировавшегося 91 полотна они со знанием дела отобрали 57 картин работы Матисса, Утрилло, Синьяка, Боннара... Сторож находился в музее только днем. Охранное устройство отсутствовало. Как раз в прошедшие недели муниципалитет Сан-Тропе поднял вопрос об обеспечении аптекарских и парфюмерных магазинов города сигнальными системами...
Едва Интерпол успел сообщить полициям западноевропейских стран о краже в Сан-Тропе и передать описание похищенных картин, как произошло еще одно событие подобного свойства, но уже за океаном. 29 июля было совершено крупнейшее похищение художественных произведений в Соединенных Штатах Америки. Из дома промышленника и известного коллекционера произведений искусства Дэвида Дж. Томпсона было выкрадено десять полотен.
...Когда Томпсон с женой возвратились домой, их взору предстали голые стены. Воры вырезали или вырвали из рам шесть картин работы Пикассо, одну – Миро, одну – Дюфи и две – Леже. Ультрасовременная вилла Томпсона имела надежную сигнализацию, которую хозяин, однако, по злой иронии судьбы в тот вечер забыл включить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.