Тайна вечного узора

Александр Николаев| опубликовано в номере №1125, апрель 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поэту Константину Скворцову 34 года. Он член Союза писателей СССР, автор трех книг и четырех стихотворных пьес, известный на Урале драматург, член редколлегии журнала «Уральский следопыт».

Прежде чем стать профессиональным писателем, К. Скворцов много лет проработал на Челябинском трубопрокатном заводе, сначала слесарем, а потом механиком участка. Руководил заводским литобъединением.

Весной 1970 года Костя неожиданно исчез из Челябинска. Я видел его незадолго перед этим, и он говорил, что собирается поработать. Год назад его приняли в Союз писателей по книгам стихов, и у меня даже мысли не мелькнуло, что он намеревается сменить жанр. Он говорил, правда, что все написанное мало его удовлетворяет, но это можно было расценивать по - всякому.

Он уехал вместе с Тамарой. С женой ему, кажется, повезло. Во всяком случае, если он скажет, что надо все бросить и поехать на край света, она начнет одевать дочерей - Майку и Ингу. А может быть, просто отведет их к матери.

То лето и осень, проведенные Скворцовым в Медвежьем, Курганской области, были для него удачными во всех отношениях. Он вставал на рассвете и писал часов до десяти. Писал с удовольствием, упорно карабкаясь к вершине, которой в поэзии во все времена была драма.

«Ущелье Крылатых Коней» он переписывал три раза. Три варианта (по сто тридцать страниц), по сути дела, три разные драматические легенды, как он их назвал.

Из трех вариантов надо было решиться выбрать один. Он его выбрал и отнес в ТЮЗ. Главным режиссером там работает Тенгиз Махарадзе. Теперь он считается первооткрывателем нового «драматического дарования». Но, прежде чем это случилось, прошел год. Пьесу поставили в марте 1972 года.

Постановка имела успех и собрала хорошие отзывы.

«Положив в основу своего «Ущелья...» исторический документальный материал о мастере украшенного оружия Иване Бушуеве, жившем на Урале в первой трети прошлого столетия, драматург сумел вдохнуть в него подлинно современное содержание и создал возвышенно - поэтическое произведение. И, сидя в скромном зрительном зале Челябинского Тюха, внимая чуду магически волшебного театрального действия, я вновь, как и при первом чтении «Ущелья...», поддавалась обаянию красочного, афористичного, местами исполненного глубокого драматизма, богатого сравнениями языка драмы...» - писала в «Литературной России» Оксана Шейка.

- Бушуев, конечно, ничего... - говорил Костя при встречах. - Но вот погоди, скоро я тебе прочту кое - что - упадешь...

В течение 1972 и половины 1973 года он пишет еще три драмы: «Легенду о белом дереве», «Отечество мы не меняем» и «Алену Арзамасскую». Впечатление было такое, что он слегка угорел. Костя буквально бредил образами ч стихами. Он говорил мне, что ночами ему снится, как все племя чуди белоглазой закапывает себя в землю. Он писал тогда «Легенду о белом дереве».

Скворцов работал, что называется, до упаду. Бывают такие взрывы у художников. Работал, не глядя на неудачи. А они не отпускали его при всем при том.

ТЮЗ показал «Ущелье...» несколько раз, а потом из театра ушел актер, играющий главного героя, и спектакль возобновили только в следующем сезоне. Сыграли два или три раза, и снова та же история...

«Отечество мы не меняем», пьесу о великом русском металлурге П. Аносове, премьера которой с успехом прошла в Златоусте, постигла такая же участь.

Могут сказать: что же у вас - актеров нет!

Представьте! В провинции не так - то просто подобрать актера на главную роль, а если учесть к тому же, что драмы Скворцова держатся на одном герое, то положение и впрямь хоть плачь.

Прошлой осенью, перед тем как уехать учиться в Москву на Высшие литературные курсы. Скворцов отдал в Челябинский драматический театр «Алену Арзамасскую». Сейчас здесь идут репетиции...

«Узора вечного ищу я тайну...» - говорит Иван Бушуев. Ищет ее и драматург Константин Скворцов, мой друг и талантливый, хороший человек.

Я люблю его пьесы не только за их чисто художественные качества, но и за то, что в репликах героев, монологах и принимаемых ими решениях узнаю мысли, мечты й отношение к жизни Кости Скворцова, моего современника, живущего от меня через улицу. Узнаю его любовь к России, природе, к «были, повитой сказкой», как сказал один наш доморощенный мудрец.

От века горы таинства хранят,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены