Тайна вечного узора

Александр Николаев| опубликовано в номере №1125, апрель 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

С души моей слетает гарь и накипь,

Едва начнется папоротник.

Факт, как говорят, непроверенный, «о Костя, по - моему, ощущает укоры совести, когда долго нет встречи с природой.

Он вырос в Златоусте, городе металлургов и лыжников, рядом с Александровской сопкой и речкой по имени Ай, учился в школе Не 27. Он уехал из Златоуста в 1956 году, а в сентябре 1972 - го приехал на премьеру спектакля «Отечество мы не меняем». Сентябрь был дождливым, но он все - таки сходил в горы с другом детства. Они протащились километров сорок по дождю и вышли к Киолиму, бурной таежной речке. Скворцов поймал шесть небольших форелей и упустил тайменя величиной со шпалу. После этого они часа два не разговаривали, а потом пошли обратно...

Костя мне потом говорил, что выловленная форель тускнела на глазах, будто из нее вынесли лампу.

В детстве такого ощущения не было...

Любовь к природе наложила определенный отпечаток на всю поэзию К. Скворцова. Даже в обычных пейзажах, зарисовках знакомые краски неброской в общем - то уральской природы под пером поэта неожиданно приобретают такие оттенки, о которых читатель и не подозревает. Костя пишет, если так можно выразиться, в цвете, и это производит неотразимое впечатление.

Но природа не только фон, она во многих случаях несет основную смысловую нагрузку, выступает в качестве главного героя.

У Скворцова есть поэма «Лунная река». Речь в ней идет о том, что река детства поэта погибла, совершив подвиг. В годы войны она все отдала народу, защищавшему себя: лес с берегов, силу воды, без устали доставлявшей лес к угольным печам. Со временем Лунная река обмелела - «осока меж камней потускнела», штыками торчат из воды коряги... Но не только грусть вызывает у поэта теперешний облик любимой реки, что было бы вполне естественно, он вызывает и гордость, потому что подвигами принято гордиться.

В связи с премьерами Костю часто спрашивали, откуда у него такое знание всевозможных древних обрядов, празднеств, знание быта глухих скитов, шаманства...

Отвечал он в зависимости от настроения. Иногда говорил, что много читает, любит историю России, иногда только хмыкал.

Историю он действительно любит, но я еще знаю и то, что со многими вещами он знаком отнюдь не по книгам.

Довольно продолжительное время Костя жил в Туве, когда там можно было еще встретить и шаманов, и скиты, и довольно молодых стариц. Он видел пляски шаманов, бывал у схимников, в юртах алтайцев.

Он мне рассказывал, как однажды даже нарушил шаманское табу. У них там было озеро, к которому запрещалось приближаться. Шаманы говорили, что всякого, кто опустит в озеро руку или ногу, утащит чудовище, которое, дескать, живет там в бездонной глубине. Что - то, стало быть, вроде местной Неси...

Скворцов сел на мотоцикл и поехал к озеру. Озеришко было так себе - не большое и не маленькое. Он разделся, подошел к берегу, ступил в воду и тут же отдернул ногу.

- Понимаешь, старик, - говорил Костя, - оно меня схватило... Я еще раз попробовал - опять схватило. Чертовщина форменная: вижу дно, ил на дне и никого нет, а хватает. Жутко стало. Тогда я взял нож и ступил в воду обеими ногами... Оно опять схватило, а я стою, терплю, жду, когда эта гада объявится... Молодой был, шальной...

Через несколько секунд «неведомая зверюга» отцепилась от Кости, ноги только слегка покалывало. Тогда он разгреб ил на дне и увидел в нем тысячи иголочек - кристаллов выпавшей соли. Он потом купался в этом озере и вылезал из него весь белый, пугая суеверных алтайцев, а с шаманами даже подружился.

Всякий человек что - то любит, что - то не любит. Косте органически чужды фальшь, рутинерство. Мысль, может быть, не такая уж и новая, но мне нравится, когда Скворцов говорит, что надо будоражить успокоившихся, будить притупившиеся чувства.

Все его герои - борцы и мятежники.

Аносов бросает своим преследователям:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены