О родном языке, открытии новых земель и конском здоровье
Песни, которые они исполняют – в основном на украинском языке. Но русские слушатели, безотносительно к текущей политической ситуации, считают «Океан Эльзи» «своими». Этой зимой группа отыграла несколько больших концертов в Москве, и удалилась для записи номерного альбома, который выйдет в марте.
«Для меня музыка делится банально – на ту, которая находит отклик в людских сердцах, и ту, которая не находит. Очевидно, что главным является не язык, а мелодии и энергия музыкантов», – пожимает плечами Вакарчук на вопрос о том, почему в России так ценят группу, которая поет на чужом языке. Он говорит, что не видит ничего странного в том, что украинские группы становятся популярными по соседству – такое было и раньше, в советские годы.
Но сегодня в России хорошо известны в основном именно украинские группы. А вот эстонские или казахстанские коллективы, к примеру, у нас знают куда хуже. «Мне сложно как-то комментировать эту ситуацию. Вряд ли на популярность влияет сходство языка, – размышляет Святослав. – Тут другие параметры. Язык нужно чувствовать фонетически, он должен быть родным, потому что иначе получится искусственная песня. А это поймёт даже тот, кто совершенно не улавливает её смысла. Если меня сейчас попросят спеть по-английски или по-русски, я спою, но, думаю, хуже, чем на украинском».
Группа не собирается менять текст своих композиций на русский или английский для усиления мирового промо и сейчас («ОЭ» недавно исполнилось 15 лет – прим. ред.). «Зачем? Чтобы получить армию малолетних поклонниц? Для этого мы уже слишком взрослый коллектив». Именно в этом состоянии, когда ты уже многого достиг, наступает время «реализовывать свои тайные желания и демонстрировать их людям».
Такой демонстрацией стала последняя пластинка Вакарчука, сольный проект «В ночи». «В создании альбома принимали участие музыканты «Океана», но мы решили всё же назвать диск моим именем, потому что это очень-очень мои личные песни и срез именно моих эмоций. Следующий альбом будет диском «ОЭ» – самым, что ни на есть, традиционным для группы», – объясняет Святослав.
Традиционным – не значит, похожим на предыдущие. «Да, оказалось, что музыкой можно заниматься, не только будучи 20-летним. Но я не верю, что можно удержаться на одном мальчишеском задоре. Чем старше ты становишься, тем тяжелее тебе надо работать, чтобы что-то доказывать.
Единственный способ сохранять свежесть восприятия, быть для людей интересным – это постоянное совершенствование себя. Я умудряюсь жить так, чтобы глаза у меня горели, как у подростка. Вдохновение и желание творить подкрепляется смесью сопутствующих факторов: воспитание, черты характера, опыт общения с людьми, прочитанных книг. Но драйв, энергия, внутренний огонь исходят из желания все время испытывать что-то новое. Проживать одни и те же моменты жизни по кругу несколько раз мне неинтересно. Я не люблю дежавю. Я люблю открывать новые земли».
Новые земли? В музыке есть определенное количество нот, тональностей, сочетаний звуков. Он что, рассчитывает создать что-то радикально новое? «Математически о музыке говорить сложно, – прерывает мои провокации Вакарчук. – Да, для того, чтобы создать сотни миллионов песен, достаточно сочетаний 12 нот. Но мы не будем так рассуждать – машинная комбинация не создаст эмоций».
А он умеет создавать эмоции. Именно поэтому многотысячные площадки взрываются криками и аплодисментами, именно поэтому сотни людей подпевают ему в едином порыве. Но, в отличие от многих других музыкантов, постоянная энергетическая подпитка из зала Святославу, по его словам, не нужна. «Я мог бы вообще никуда не ездить с концертами. После длительного тура в поддержку нового альбома – он начнется в марте, закончится в конце осени, мы проедем от Владивостока до Сан-Франциско, дадим 20-25 концертов в России, и столько же по миру – я хотел бы на время прекратить выступления. Я привык выкладываться на концертах, но нужно иметь конское здоровье, чтобы это все выдерживать.
Вообще, я сейчас в таком возрасте, что очень люблю засыпать, но не очень люблю просыпаться. Сон скорее восстанавливает, но не расслабляет – иногда что-то такое приснится, что ещё больше напряжёшься. А расслабляться нужно, и это удаётся редко. Лучший способ – физические упражнения, йога, секс.
Я веду достаточно стандартный образ жизни – в кино, на выставки и в театр я хожу в обычные дни, а не когда на пафосные премьеры приглашают. Много читаю. Недавно прочел «Идиота», на очереди – «Братья Карамазовы». Раньше я читал «Преступление и наказание», «Бедные люди», теперь пришло время познакомиться с другими произведениями Достоевского. Недавно перечитывал двух моих любимых классиков, Хэмингуэя и Фицжеральда. В планах – перечитать Павича, познакомиться с современной литературой».
Я вспоминаю одно из современных якобы открытий – роман «Одиночество простых чисел». Его автор, Пауло Джордано, молодой итальянский физик, хочет оставить науку ради второго романа. Мне кажется, что лучше бы он этого не делал, писатель из него не ахти. Вакарчук же когда-то оставил физику ради музыки, потому что решил, что как музыкант он лучше физика. А ведь был учёным, собирался писать диссертацию.
Святослав поясняет мне, что диссертацию по суперсимметрии электронного магнитного поля, которую он не мог закончить в течение десяти лет, музыкант всё же защитил полгода назад. «Вернуться к работе было несложно – я ведь теоретик. Всё, что нужно было делать – рассчитывать формулы. Теперь с физикой покончено. Я это делал не для того, чтобы поставить на полке очередной диплом. Для меня было важно окончить начатую работу, завершить гештальт, без этого мне сложно двигаться дальше».
Я спрашиваю, не кажется ли ему, что двигаться дальше, несмотря на скорость технологического прогресса, вообще стало сложно. Сейчас много говорят о том, что в тех же 90-х, когда начиналась история «Океана Эльзи», ещё случались прорывы, появлялись герои и содержательные творения – в музыке, кино, литературе. А теперь – нет.
«Сейчас сами люди стали мелкими, потому и герои измельчали, – отвечает он. – Люди меньше читают, меньше думают, больше спешат. В них теперь больше цинизма, меньше интеллекта.
Время сейчас такое. Мы все вправе его менять, но почему-то не все это делаем».
twitter.com/okeanelzy
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ксения Годунова
Октябрь 2009
Рассказ
Февраль 2010
Где живет питерское искусство