Красный граф

  • В закладки
  • Вставить в блог

Алексей Николаевич Толстой - противоречивая личность, далекая от какой бы то ни было идеологии

Граф Алексей Николаевич Толстой... Гордость советской литературы, писатель, безусловно, талантливый и, безусловно, – плодовитый: романы, рассказы, два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии и публицистические статьи.

Мать Толстого, Александра Леонтьевна, была урожденной Тургеневой и приходилась дальней родственницей декабристу Тургеневу и знаменитому романисту – Ивану Сергеевичу. Женщина умная, но упрямая и романтичная: за графа Николая Александровича Толстого, известного своим бешеным нравом, вышла вопреки воле родителей, надеясь «перевоспитать и облагородить» своего супруга. Увы...

В 1868 году граф Николай Толстой был произведен в корнеты и выпущен в лейб-гвардии гусарский полк. Но... за буйный характер его вскоре исключили из полка и лишили права жить в обеих столицах. Граф переехал в Самарскую губернию, где и встретил Александру Леонтьевну Тургеневу, ставшую его женой.

Сначала все шло относительно мирно: родилось трое детей – два сына и дочь. Но семейная жизнь складывалась весьма сложно: характеры супругов практически не изменились, они по-прежнему не понимали друг друга. Так продолжалось до тех пор, пока графиня Толстая не познакомилась в Самаре с молодым помещиком Алексеем Аполлоновичем Бостромом, высоко оценившим ум и красоту Александры Леонтьевны. Она ответила ему взаимностью, бросила семью и открыто переехала к любовнику – скандал вышел грандиозный. Граф же начал писать жене покаянные письма и просил, чтобы беглянка вернулась домой, к мужу и детям.

И... графиня вернулась, но поставила одно условие: жить как супруги они более не будут.

Хрупкий семейный мир удержался всего лишь два месяца: графиня снова ушла от мужа. Ушла беременной четвертым ребенком, которого Бостром принял как собственного.

За неделю до рождения сына Александра Львовна заявила протоиерею самарской церкви, приехавшему мирить ее с мужем, что не желает оставаться с ним в супружестве, и что отец ребенка – Бостром. Но в метрической книге Предтеченской церкви города Николаевска появилась запись: «1882 года Декабря 29 дня рожден. Генваря 12 дня 1883 года крещен Алексей; родители его: гвардии поручик, граф Николай Александров Толстой и законная его жена Александра Леонтьевна, оба православные».

Спустя полгода церковные власти дали супругам развод, определив, что причина его – «нарушение святости брака прелюбодеянием со стороны Александры Леонтьевой».

Семья не простила графиню. Старших сыновей и дочь Александра Леонтьевна больше не видела. Они даже отказались выполнить ее предсмертную просьбу, когда она умирала в больнице, – прийти проститься с ней. У нее оставался только сын Алешенька и навсегда загубленная репутация...

Бостром принимал активное участие в воспитании мальчика. В юные годы сам Алеша о драме, сопутствовавшей его появлению, ничего не знал: рос беззаботно и беспечно, со спокойной душой считая, что Алексей Аполлонович – его родной отец.

Графский титул и фамилию Алексей получил в 1900 году... по завещанию Николая Александровича Толстого, своего формального отца, который, кстати, оставил ему и неплохое наследство – тридцать тысяч рублей. Чем была вызвана предсмертная причуда графа – непонятно.

Окончив в мае 1901 года Самарское реальное училище, Алексей уехал в Петербург, где стал студентом Петербургского технологического института, благо позволяло полученное наследство. О писательской деятельности тогда еще и мысли не возникало, правда, пробовал сочинять стихи, в основном любовного содержания.

Студенческие годы его проходили весело. Хотя бы потому, что вместе с Алексеем в Петербург поехала его любимая девушка Юлия Рожанская.

«Я рано женился – девятнадцати лет, – на студентке-медичке, и мы прожили вместе обычной студенческой рабочей жизнью до конца 1906 года», – вспоминал позже Толстой в своей краткой автобиографии.

А в январе 1903 года у Толстых родился сын Юра. Оба они продолжали учиться, но обстановка в стране настолько накалилась, что у Алексея появилась мысль уехать в Дрезден к своему товарищу – сокурснику по институту Чумакову.

Там, в Германии, весной 1906 года Толстой познакомился с Софьей Розенфельд, и, когда они вернулись в Россию, между ними завязался настоящий роман. Они стали жить вместе. В те годы расторжение брака утверждал Священный Синод, поэтому бракоразводный процесс мог длиться годами. Алексей Николаевич ждал развода три года, но это уже не имело никакого значения: 11 мая 1908 умер пятилетний сын Юрий, и с Юлией его ничего больше не связывало.

В том же году в журнале «Нива» Толстой напечатал свой первый рассказ «Старая башня». Позже он вспоминал:

«... в один серенький денек оказалось в моём кошельке сто рублей на всю жизнь, и, не раздумывая, я кинулся в мутные воды литературы. Дальнейшее – трудный путь борьбы и работы, работы...»

Романы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912), рассказы и повести, пьесы и многое другое – всё было результатом неустанного сидения за рабочим столом.

Незадолго до революции Толстой вторично проходит через изматывающую процедуру развода, на этот раз – уже с Софьей. Его третьей женой стала Наталья Крандиевская, дочь книгоиздателя, довольно известная поэтесса, которую современники ставили на один уровень с Цветаевой и Ахматовой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Георгий Гречко: «Ценю жизнь во всех ее проявлениях»

Известный космонавт — о судьбе, поисках «тарелки» и чудесных спасениях

в этом номере

Они крадут карандаши

Для кого был написан самый смешной учебник русского языка

It’s never late

Ваш ребёнок не усваивает английский? Читайте с ним русские книжки!

Святослав Вакарчук

О родном языке, открытии новых земель и конском здоровье