Долго, взволнованно говорил старый токарь с новичком. Его слова произвели глубокое впечатление на молодого рабочего. Он понял свою ошибку.
В моторном цехе завода сегодня особенно шумно: сюда пришли на практику студенты механического факультета Латвийского государственного университета.
Перед каждым из будущих инженеров стоит серьезная задача, связанная с разработкой дипломного проекта.
- Мощный цех! Я бы пошел сюда работать, - восхищенно говорит кудрявый светловолосый Александр Спрудж.
С интересом рассматривают дипломники огромный расточный станок, изготовленный по специальному заказу РЭЗа Ленинградским заводом имени Свердлова. Вся настройка и управление этого уникального станка производится с пульта при помощи кнопок.
Студенты расспрашивают станочника Анатолия Криводаева о режимах и скоростях, о производительности этой громадной машины, и вдруг за спиной у них раздается неожиданный возглас:
- Ба, знакомые все лица!
В подошедшем улыбающемся парне студенты узнают своего товарища, выпускника нынешнего года Анатолия Буйвита.
Его засыпают вопросами:
- Кем ты сейчас работаешь? Мастером?
- Знаний тебе хватает?
- В чем испытываешь затруднения?
- Говоришь, на электротехнику надо налечь?
Завязывается профессиональный разговор о станках, о цехе, о крупнейших заводах страны, где студентам довелось проходить производственную практику и где, возможно, придется им трудиться. Каждый из них знает, что, окончив вуз, он будет обеспечен соответствующей его знаниям работой.
И Александр Спрудж и Мина Иванов - сыновья бедных латгальских крестьян, у которых и в мыслях никогда не было, что их дети будут когда - нибудь учиться в университете. О тяжелых годах жизни в буржуазной Латвии юноши знают только по рассказам родителей. Они знают, что мало кому из всей их округи удалось получить высшее образование в те мрачные годы. А было это не так уж давно...
В старой Латвии насчитывалось всего три высших учебных заведения, и учиться в них имели возможность только дети состоятельных родителей. По этой причине количество гимназий ежегодно сокращалось. А теперь, а Советской Латвии, каждый год строятся новые школы; в республике их уже более 1 500. За годы Советской власти в Латвии открыто шесть новых вузов, в том числе сельскохозяйственная академия, педагогический институт, институт физкультуры и спорта. Растет число студентов. В одном только университете учится сейчас более пяти тысяч студентов.
... Вместе со студентами - дипломниками прямо с завода мы отправились в университет.
Красивый, просторный, но мрачноватый вестибюль старинного здания наполнен веселыми, смеющимися парнями и девушками в белых рубашках и кофточках, с комсомольскими значками на груди. На стенах длинных коридоров висят листки с расписанием занятий, стенные газеты, фотомонтажи. Вместе с нашими знакомыми студентами мы ходим по огромному зданию, беседуем, смотрим, и рядом с настоящим встает перед нами в отталкивающем, а иногда и просто смешном виде прошлое университета. Оно глядит на нас со страниц старых, буржуазных газет и журналов, говорит устами очевидцев.
Что, кроме смеха, могут вызвать, например, такие «откровения»: «Культура несет с собой много разрушений и вреда», «Прошли те времена, когда студент был источником политических познаний. Я не думаю, чтобы студент был призван думать и рассуждать о политике»... Таким, мягко выражаясь, вздором заполнялись студенческие журналы в Латвии в 1930 - 1939 годах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.