Стройка под Варшавой

Роман Бесяда| опубликовано в номере №669, апрель 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сокращенный перевод с Польского М. Игнатов

Десять лет назад был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Польской Народной Республикой.

За эти годы польский народ, уверенно строящий социализм, добился огромных успехов. Польша превратилась в передовую индустриальную страну. Промышленное производство ее увеличилось в сравнении с довоенным временем более чем в четыре раза. В стране выросли новые заводы, электростанции, шахты. По железнодорожным магистралям ходят польские электровозы, на крестьянских полях работают отечественные тракторы и комбайны, по дорогам страны мчатся автомобили, выпущенные польскими заводами.

Растет и крепнет сельское хозяйство народной Польши. Уже больше двухсот тысяч крестьянских хозяйств объединились в земледельческие производственные кооперативы.

Советский Союз помогает польским друзьям в строительстве социалистического общества. Год от года крепнет и расцветает дружба советского и польского народов, выкованная в огне борьбы против гитлеровских захватчиков, скрепленная историческим договором, заключенным десять лет назад.

Ниже мы помещаем репортаж польского журналиста Романа Бесяды со строительной площадки металлургического завода «Гута Варшава», рассказывающий о трудовых буднях сегодняшней Польши.

Я вижу только огромное снежное поле, изрезанное линиями подъездных путей. Над снегами высятся столбы электропередач. Тут и там виднеются небольшие здания из серого кирпича.

Но инженер Януш Ендрушак уже видит здесь совсем иные картины. Он отчетливо представляет себе, как на этих изрытых канавами пустырях поднимутся сталеплавильный, прокатный, кузнечный и другие цехи.

Беседуя со мной, инженер часто поглядывает в сторону кислородной станции. И это понятно. Дирекция металлургического завода «Гута Варшава» поручила ему шефствовать над этой станцией. Он уже подробно ознакомился с документацией и присланной из Советского Союза аппаратурой. Когда строители закончат здание и «Мостосталь» приступит к установке и сборке оборудования, инженер Ендрушак будет наблюдать за выполнением монтажных работ вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию. Пока завод не вступит в строй, кислородная станция будет снабжать своей продукцией все промышленные предприятия Варшавы. А потом Ендрушак займется новым объектом.

Машины и энтузиасты

Молодой инженер - энтузиаст не может удержаться, чтобы мимоходом не похлопать рукой стальную ферму могучего башенного крана. С восторгом говорит он о качестве изготовления и упаковки новейших советских машин. Сотни тонн оборудования ежемесячно прибывают из Советского Союза в адрес металлургического завода «Гута Варшава». С нескрываемым восхищением инженер Ендрушак показывает, как прочно упакованы присланные машины, как заботливо уложена каждая деталь.

Монтажем занимается заведующий механической частью инженер Владимеж Кратохвиль. Мы знакомимся с ним на складе, где он руководит приемкой шести мощных компрессоров. Инженер Кратохвиль - молодой человек, но он считается одним из старейших работников предприятия: ему довелось присутствовать при рождении завода, в содружестве с советскими специалистами выбирать для него место.

Инженер Кратохвиль - тоже энтузиаст. Он часами может говорить о заводе, о новейшем оборудовании.

Направляясь к самому крупному из законченных зданий, мы то и дело встречаем вгрызающиеся в мерзлую землю экскаваторы, автоколонны с грузом, штабеля строительных материалов. На огромной строительной площадке работает множество людей. Здесь можно увидеть и корейских инженеров, которые приехали ознакомиться с новейшими методами строительства.

Боевое крещение

Ремонтно - механические мастерские завода оснащены по последнему слову техники. Здесь стоит тридцатитонный фрезерный станок, на котором можно нарезать зубья шестерен диаметром 180 сантиметров. Мощные станки обслуживает специальный мостовой кран. Большая часть мастерских уже вступила в строй. Пока нет ремонтных работ, мастерские выполняют заказы других предприятий.

Главный механик инженер Малец рассказывает о литейном цехе, созданном польскими инженерами на основе опыта советских специалистов. Цех этот полностью механизирован.

Ремонтно - механический цех, который будет обслуживать оборудование основных цехов, а также воздушную, водяную и электрическую сети, занимается сейчас производством транспортеров для литейного цеха. Будущее модельное отделение выполняет столярные работы не только для своего комбината, но и для госхозов.

Инженер Малец только в 1952 году окончил Политехнический институт. На стройке завода он стал специалистом, главным механиком. Специалистами своего дела стали и многие другие.

Богумил Зелинский из Млотин до прихода в механический цех не имел квалификации. Мастер Баранкевич научил его работать на циркулярной пиле, а затем в свободные минуты - на токарном станке. Сейчас Зелинский работает токарем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены