Марта Гмоховская - сирота, еще недавно батрачившая у кулака в соседней деревне. Подруги посоветовали ей пойти на завод. Вначале она была уборщицей. Потом заинтересовалась машинами. Благодаря мастеру Баранкевичу бывшая батрачка займет теперь место Зелинского у циркулярной пилы.
Зенеку Маевскому пятнадцать лет. Он тоже сирота. Комитет Национального фронта направил его на завод. Он трудится здесь уже пять месяцев. Юноша оказался очень способным. По вечерам он занимается в технической школе. Через полтора года Маевский будет квалифицированным рабочим.
Все эти люди за короткое время прочно сроднились с заводом.
Первая плавка будет выдана нескоро. Поэтому молодые рабочие еще несмело говорят о себе: «Мы металлурги», - но в глубине души они уже считают себя металлургами.
Металлургический завод «Гута Варшава» рожден планом индустриализации нашей страны. Гигантское развитие машиностроительной, автомобильной, судостроительной, электротехнической и других отраслей промышленности требовало резкого увеличения производства высококачественных сортов стали. Так возникла идея строительства металлургического завода «Гута Варшава». Это была нелегкая задача. С ней не справились бы проектные организации и молодая польская промышленность. Обратились за помощью к Советскому Союзу. Уже в январе 1951 года прибыла в Польшу группа советских специалистов - проектировщиков. Это были люди с большим опытом, приобретенным на строительстве Магнитогорска, Кузнецка, Запорожстали. Это были люди, которые проектировали комбинат имени В. И. Ленина в Новой Гуте.
Начали с выбора места. Оно должно было отвечать многим требованиям: иметь поблизости источники электроэнергии, находиться вблизи от водных, железнодорожных и шоссейных коммуникаций и располагать промышленными тылами. Но самый основной фактор - это вода. Для производства одной тонны высокосортной стали требуется пятнадцать - двадцать тонн воды. После того, как было изучено несколько районов, выбор пал на варшавские Млотины. Советские проектировщики, возглавляемые инженером Иваном Еременко, принялись за работу.
В конце 1951 года инженеры металлургического завода «Гута Варшава» выехали в Москву. Вернулись они с предварительным проектом. Этот проект рассматривался и утверждался в Варшаве. После этого «Гипромез» приступил к разработке подробной документации.
Завод поддерживает постоянную связь с «Гипромезом» и Министерством черной металлургии СССР по всем вопросам, касающимся технической документации, доставки машин и оборудования. Наши специалисты ездят в Москву для обсуждения технических проблем, часто бывают на передовых металлургических предприятиях Советского Союза. Советские специалисты наблюдают за осуществлением своих планов, помогают советами, интересуются пожеланиями хозяев завода. Инженер Еременко, который десять лет тому назад принимал активное участие в освобождении Варшавы, с радостью говорит о том, что наша столица в небывало короткий срок поднялась из развалин и стала прекрасной.
Хорошая родня у завода! Рожден он содружеством советской черной металлургии и польской тяжелой промышленности. Старшие сестры «Гуты Варшавы» - это Магнитка, Запорожсталь и Новая Гута.
Из окна кабинета главного директора металлургического завода «Гута Варшава» видны строительная площадка и здания уже готовых цехов. Директор Януш Ерлич показывает мне любовно выполненный альбом с фотографиями. В нем отражены все этапы строительства.
Альбом открывается фотографией, изображающей песчаную пустошь, кое - где поросшую кустиками травы. Потом идут фотографии первых энергетических линий, подводивших ток к буровым станкам геологов - разведчиков, первой деревянной будки, первых бараков. Заканчивается альбом фотографиями сегодняшнего дня.
План строительства завода тесно связан с планами развития города. Если взглянуть налево от строительной площадки, увидим широкое снежное поле. На краю его синеют жилые дома Белян, над ними возвышается светлый контур Дворца культуры и науки. От самых Белян до заводской ограды протянется поселок металлургов. Одна из варшавских улиц дойдет до главных ворот завода. Неподалеку поднимутся здания заводоуправления и большого учебного центра - кузницы кадров для польской металлургии. От Белян Варшава двинется в сторону завода. На надвислянских песках столица встретится с новостройкой тяжелой индустрии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.