Хочу рассказать об «Окнах Роста» и о роли В. В. Маяковского в их создании. Он был душой нашего дружного коллектива. Его неистощимой энергии мы были обязаны многим.
Работе в Роста Маяковский отдавался весь, забывая об отдыхе. Он рассказывал об этом периоде жизни: «Вспоминаю - отдыхов не было. Работали в огромной, сводящей морозом (впоследствии - выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской Роста.
Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо, подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова...
Вне телеграфной; пулеметной быстроты - этой работы быть не могло».
Маяковский пришел в Роста вскоре после того, как мы вывесили пятое «Окно» в большой магазинной витрине на Кузнецком мосту.
Работали мы дружно, увлеченно. В нашей огромной, заваленной кучами бумаги мастерской всегда царила атмосфера бодрости и большого творческого подъема. Теперь очень трудно поверить, но мы иногда делали за ночь до 50 плакатов.
Помню, мы устраивали «бега». Из окон мастерской, помещавшейся на Малой Лубянке, видны были часы на Сухаревой башне. Мы приготовляли листы чистой бумаги и по сигналу одновременно начинали рисовать очередной плакат - кто быстрее. Владимир Владимирович часто одерживал победы надо мной и ныне покойным замечательным художником Иваном Андреевичем Малютиным.
Маяковский не только рисовал «Окна», но и придумывал темы для них и сам же писал тексты. По подсчетам В. Дувакина, из 1090 «Окон» 450 - 500 принадлежат Маяковскому, им написано 90 процентов текстов «Окон Роста».
Все, кто видел Маяковского в Роста, были поражены его работоспособностью, казавшейся прямо чудом. Это был результат огромного морального подъема, убежденности в том, что эта работа необходима для победы революции. Недаром поэт Владимир Маяковский называл «Окна Роста» своим «вторым собранием сочинений».
Вначале рисовали «Окна Роста» от руки, но очень скоро возникла необходимость организовать размножение. Делали это при помощи трафарета. Неоценимую помощь нам оказал отличный «трафаретчик» архитектор Н. Виноградов. Мы выпускали до 300 экземпляров каждого плаката. Во все губернские отделения Роста посылались теперь не только плакаты, но и трафареты, при помощи которых размножение «Окон» организовывалось и на местах.
В процессе совместной работы у нашего тесно сплоченного художественного коллектива выработался единый «ростовский» стиль. Бросающиеся в глаза удачные приемы мы заимствовали друг у друга, заботясь не о своей индивидуальной манере, а подчиняя все отысканию наиболее доходчивых методов выражения политической темы.
Я, например, заимствовал у Маяковского прием изображения дыма в виде спирали, как рисуют его маленькие дети. В свою очередь, мне удалось найти выразительный прием изображения разрухи: на трубе разрушенного паровоза сидела ворона. Потом все мы, рисуя разруху, стали делать таких ворон.
Маяковский учился в Училище живописи, ваяния и зодчества и был художником плаката особого типа. Его рисунки были всегда очень ярки, лаконичны и потому доходчивы. А именно это и требовалось от «Окон», у свежих выпусков которых стояли всегда толпы людей.
Интересно отметить, что дар сатирика - реалиста открыл у Маяковского великий художник Илья Ефимович Репин. Корней Чуковский в своих воспоминаниях рассказывает, как Репину понравились шаржи Маяковского, которые были ему показаны в Куоккале. «И этот человек, - изумился Репин, - утверждает, что он футурист? Да в каждом его рисунке, в каждом штрихе - доподлинный реализм».
Боевые традиции «Окон Роста» были широко использованы в годы Великой Отечественной войны в форме «Окон ТАСС».
В. И. Лебедев - Кумач, взяв эпиграфом слова Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо...», написал к тысячному номеру «Окон ТАСС» такой текст:
Маяковский! Твою воплощая мечту,
И поэт, и художник стоят на посту,
И врага неустанно и грозно громят стих и проза, рисунки и яркий плакат.
Славные традиции Маяковского живут и сегодня в лучших политических плакатах художников, в журнальных и газетных карикатурах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.