Стирается грань между городом и деревней

Гр Лабурда| опубликовано в номере №232, октябрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Противоположность между городом и деревней является одной из самых широких основ хозяйственной и культурной отсталости деревни... ВКП(б) видит в уничтожении этой противоположности одну из коренных задач коммунистического строительства».

Из программы ВКП(б).

Тридцать лет назад небезызвестный либерал, земский деятель, а впоследствии министр кадетского правительства А. И. Шингарев, обследуя русскую деревню, «с ужасом убеждался», что «деревня вымирает».

«Целый ряд дворов, не имеющих возможности купить капусты, огурцов, мяса, целые семьи без молока в течение круглого года! Да разве это не хроническое голодание, не ужасная постоянная нищета, питающаяся ржаным хлебом, изредка кашей и опять - таки хлебом и больше ничем» (Шингарев).

Шингарева «поражал ужас» перед действительным положением крестьянства. Но либеральному земскому деятелю и в голову не приходило хотя бы заикнуться о системе, порождающей эти ужасы. Широкие равнины житницы Европы не раз «воспевались» в стихах и прозе. Господа Тимковские издавали даже журнал «Приятное и полезное чтение для образования ума и сердца», в котором так «прекрасно» писалось о жизни крестьян.

«Днем упражняются они в рубке дров, в делании себе зимней обуви и проч., а ввечеру поют хором песни, изъявляющие простое их сельское состояние. Повеселившись таким образом, расходятся по домам, дабы, отдохнув и вставши вместе с первым возглашением петуха, идти молоть высушившийся в овинах во время их песен хлеб. Городские жители, дабы убить осеннее время, занимаются картами, театрами, маскарадами и балами. Всякое состояние имеет свое и приличное по времени увеселение».

Не жизнь, а рай! Молочные реки и кисельные берега рисовали Тимковские.

А в этом раю - лапти и соха, лучина и прялка, лубочный «Ерусалим» на стенке, вышивка бисером, кружева, за которыми слепли люди. Подати, недоимки, ежедневная порка. Кабак. «Рай» был злой мачехой для крестьянина. Нищета, холод, кабала, отработки гнали мужика в город. И он бежал, бежал из этого «рая», хоть к черту на рога, лишь бы вырваться из лап помещика, кулака.

Вот деревня Животинное Воронежской губернии.

От голода, нищеты, бескультурья деревня Животинное Воронежской губернии вымирала. Смертность превышала рождаемость. Богатейшие обильные черноземы царскими чинушами были зачислены в графу «аграрно - перенаселенные, оскудевшие», или, как выражается Шингарев, «вымирающие».

Одно ли Животинное нищенствовало и вымирало?

Нет! Нееловки, Голодаевки - им названия даны по их содержанию.

Тысячи деревень, зажатые в тисках помещичьей и кулацкой эксплуатации, были обречены на голод и вымирание.

И нужно было возродить деревню, возродить земледелие на новой основе, поставить сельскохозяйственное производство по последнему слову техники, подвести под него машинную базу. Для этого необходима была революция. Это могло сделать только пролетарское правительство, только диктатура пролетариата, уничтожившая частную собственность на землю, только рабочий класс смог вывести крестьянина на дорогу социализма и «положить конец его экономической нищете и общественной деградации».

И это сделано. Страна советов из страны мелкого, мельчайшего земледелия, «ежеминутно, ежечасно рождающего капитализм и в массовом масштабе», превращена в страну индустриально - аграрную, в страну самого крупного земледелия в мире.

Вся история человечества, начиная с се самых ранних времен, никогда не знала такого государства, которое бы так успешно и быстро развивалось, как наш Советский союз. Ни одна страна не знает такого правительства, которое бы так энергично, настойчиво, так преданно заботилось о трудящихся массах, как правительство рабочих и крестьян нашей страны. Взгляните на карту Советского союза, и вы увидите, что там, где были пустыри, выросли целые города, выстроены гиганты - заводы. А на равнинах, где сохой ковырял крестьянин, ходят тракторы и комбайны, собирают урожай колхозов и совхозов.

Только в стране, где нет эксплуатации человека человеком, только в такой стране возможны величайшие исторические сдвиги, заново переделывающие лицо земли и человека.

Пятнадцатую годовщину пролетариат встречает досрочным окончанием первой пятилетки. Эти годы войдут в историю борьбы мирового пролетариата как годы величайших побед социализма по всему фронту. Фундамент социалистической экономики успешно построен. Это означает, что ленинский вопрос «кто кого» решен окончательно и бесповоротно и в городе и в деревне в пользу социализма.

Основой этих побед и успехов является политика индустриализации нашей страны, ибо «действительной и единственной базой для укрепления ресурсов, для создания социалистического общества является одна и только одна - это крупная промышленность» (Ленин, т. XVIII, стр. 260).

Промышленность и сельское хозяйство сейчас развиваются на единой базе крупного социалистического производства в городе и деревне. Подорваны окончательно корни капитализма в сельском хозяйстве, подорваны «в корне расслоения деревни, - стало быть, преодолели ту самую массовую нищету, которая гнала крестьянина из деревни в город» (Сталин). Совхозы, колхозы стали главными, основными формами ведения сельского хозяйства. Лозунг партии о выкорчевывании корней капитализма из экономики и из сознания людей успешно претворяется в жизнь, вопреки пророчествам оппортунистов всех частей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бой у моста

Из воспоминаний о деникинщине

Искатели голубого камня

Из «Азиатской хроники»