79 проц. неграмотных дополняют эту картину.
А что стало в 1931 году? Ясно, что помещиков нет и в помине. 52 колхоза и 3 коммуны - 96 проц. крестьян в колхозах. Только 4 проц. земли занимали единоличники. Все, даже глухие углы района, видели у себя тракторы Россошанской МТС, которые обработали три четверти всей земли района.
Шесть молочных товарных ферм, девять свиноводческих, двадцать три птицеводческих, «Свиновод», «Скотовод», занимающие 8.260 га с 9.952 головами скота.
И в 1931 году колхозы продали государству 4 920 центнеров молока, 1170 голов рогатого скота, 603 овцы, 1486 свиней, 40000 птиц. Это - тот район, где вымирала деревня Животинное, которая заставила так истерически закричать либерала - кадета А. Шингарева. «Оскудевшие» черноземы дали колхозам при пятипольном севообороте 9 центнеров ржи или 8,21 центнеров яровой пшеницы. Район уже имеет два маслоделательных завода.
В районе уже не 21, а 63 школы. В 16 из них созданы дополнительные пятые группы. Кроме того, организовано 5 ШКМ, одна школа совхозуча, 6 школ подростков и одна ФЗС.
Россашанский крестьянин не знал, что такое техникум. А сейчас их в районе - 3 медицинских, педагогический, птицеводческий. Добавьте к этому 2 библиотеки, 7 кинопередвижек, 9 клубов, 60 красных уголков и 1 краеведческий музей. В районе работают 4 медучастка. Выстроена больница, венерический и туберкулезный диспансеры, рентгеновский кабинет, детская консультация и городская амбулатория.
Поселок превратился в районный центр. По улицам ходит автобус, есть гостиница «Новая Россошь». Лучину, керосиновую лампу сменило электричество. Район быстро телефонизируется.
И если - раньше в районе было 79 проц. Неграмотных, то сейчас уже среди граждан до 35 лет грамотных 96 проц.
Это в 1931 году. А 1932 год принес новые достижения. Это настоящее, а будущее района - в его руках.
Мы подробно остановились на цифрах, чтобы наглядно показать, как идет культурный и материальный рост деревни, именно той деревни, которая была записана в тетрадь вымирающих, «оскудевших».
Приведенные цифры - путь каждой советской деревни. Строй, основанный на эксплуатации, на диктатуре голода и нищеты, душил, давил, выматывал, уничтожал. Строй, уничтожающий частную собственность на землю, возродивший на новой основе промышленность, индустриализировавший страну, помог деревне вырваться из отупения, вывел деревню на путь неуклонного подъема материального и культурного уровня.
В этом - решение одной из основных задач - ликвидации противоположности между городом и деревней. Причем роль города в наших условиях - роль организатора, строителя, создателя.
Успехи в развитии всего народного хозяйства, а отсюда повышение материального уровня трудящихся масс привели к огромным достижениям в области культурного строительства.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что вопросы культуры не есть что - то отдельное, а являются частью общей борьбы пролетариата за социализм. Разрабатывая гениальный кооперативный план, Ленин указывал, что «для того, чтобы совершить это «только» (т. е. «только кооперирование населения». - Г. Л.), нужен целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы» (Ленин, т. XXVII, стр. 393).
Как видите, разрешение задач социалистического строительства, привлечение миллионов к управлению государством связывается с вопросами культурного развития трудящихся.
А этим решается чрезвычайно важный вопрос - вопрос приобщения трудящихся к политике, вовлечения их в социалистическое строительство. Грамотность играет в этом решающую роль.
Ликвидация неграмотности среди населения за годы диктатуры пролетариата занимала и занимает одно из первых мест.
В этом году у нас обучалось 80 млн. человек. Это означает, что из каждых двух жителей СССР - один учится. Ни одна буржуазная страна не знала и не будет знать такого размаха.
Год за годом деревня повышает процент грамотных. Ликвидация неграмотности среди женщин - крестьянок является ярким показателем культурного роста села. В 1927/28 году грамотных женщин по селам было 38,7 проц., а в 1931 году - уже 50,72 проц. А это не могло не отразиться на повышении активности в участии в политической жизни. Тысячи ударниц и ударников полей, колхозов и совхозов, МТС, МТФ, показывающие образцы социалистического отношения к труду, свидетели роста политической и хозяйственной активности трудящихся масс деревни.
От довоенной России нам досталось множество кабаков и так называемых народных домов, которые были по существу постоялыми дворами и чайными. Центром всей политпросветработы в деревне стала изба - читальня - это детище Октябрьской революции. Если в 1922 году было только 5018 изб - читален, то уже в 1930/31 г. их стало 25756. Клубы, дома просвещения, дворцы культуры прокладывают себе путь в деревни, становясь опорными пунктами культурного и политического роста колхозников. Дома крестьянина, которых сейчас насчитывается свыше 8 тыс., служат не только местом, где крестьянин находит себе приют во время поездки в город или районный центр, но они стали рассадниками агрокультуры, агротехники и местом обмена опытом и достижениями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из «Азиатской хроники»