Стать молодой гвардией перестройки

опубликовано в номере №1440, май 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

XX съезд ВЛКСМ

Как быстро летит время! Кажется, еще вчера мы строили прогнозы, горячо спорили: каким будет XX съезд комсомола, какие решения примет? И вот уже съезд позади. Его материалы, отчеты с пресс-конференций и дискуссий опубликованы в газетах. Делегаты вернулись на свои рабочие места.

Это был съезд, которого ждали. Ведь в прежние времена комсомольские выступления были больше похожи на здравицы и задорные рапорты и далеки от дел. На словах было одно, а реальная жизнь молодежи текла совсем по-иному.

Борьба с этими застойными явлениями в комсомоле началась еще до съезда, но именно он, XX съезд ВЛКСМ, точно расставил все акценты, высветил важнейшие проблемы, наметил конкретную программу действий.

Четыре дня на съезде показались такими насыщенными, что нас не покидало ощущение: времени прошло гораздо больше. Под вечер, после заседаний, мы возвращались из Кремлевского Дворца съездов, и знакомые спрашивали нас: ну, как там? Так ведь телевидение, газеты обо всем подробно рассказывают, удивлялись мы вопросу. Нет, говорили нам, одно дело — по телевизору, другое — живые впечатления.

Атмосфера съезда, какой она была?

Все было не так, как прежде. Очень молодые делегаты (62,5 процента — в возрасте до двадцати пяти лет), наверное, самые молодые за всю историю комсомольских форумов. Вместо привычных, бодрых рапортов — деловые, конкретные выступления по самым острым, болевым проблемам.

Съезд бурлил, спорил, предлагал, не соглашался. Мнения по каким-то вопросам порой были чуть ли не полярными, бескомпромиссными. Комсомол не рапортовал съезду — отчитывался перед съездом. Давно уже не было столь откровенного и самокритичного разговора, такой искренней заинтересованности молодежи в проведении перестройки в своем союзе.

А сколько было дискуссий на съезде! Они придавали ему особые яркие краски. «Что тормозит перестройку в комсомоле?», «Досуг молодежи: проблемы и решения», «Подросток: как помочь ему стать гражданином?» — вот только несколько названий их тем. Не отрепетированные спектакли — они проходили не по сценарию, люди говорили не по бумажке, и пусть не всегда хватало слов у спорящих, пусть порой чересчур углублялись в частные, мелкие вопросы — это не главное. Дискуссиям еще нужно учиться. Но было главное — азарт, заинтересованность, острота не ради остроты, а ради дела, искренность, желание многое изменить. И изменить не какие-то мелочи, добиться не льгот и привилегий комсомолу, а желание упразднить устаревшие формы работы, расширить права комсомола.

Высказаться мог каждый, не согласиться с другими, такими же, как он, делегатами, а то и с самим министром. Более 700 делегатов получили слово во время съезда. Факт беспрецедентный! В дискуссионном центре был жесткий регламент: на выступление — пять минут. Но желающих выступить было столько, что время это сократили до двух минут. Учитесь говорить по существу, конкретно!

Все дискуссии, встречи, вся атмосфера съезда были пронизаны духом поиска. Поиска ответов на важнейшие вопросы, которые стоят сейчас перед советской молодежью. И главный вопрос — какими мы вступим в XXI век?

— У меня такое чувство, что сегодня комсомол как бы переживает второе рождение, — сказал со съездовской трибуны старший оператор Новолипецкого металлургического комбината имени Ю. В. Андропова Николай Жигулин.

Да, съезд показал, что комсомол не только голосует за перестройку, но и активно включился в нее и начал с себя, с преодоления недостатков, накопившихся за целый ряд лет. В зале мы не видели равнодушных, скучных лиц. Комсомольцы всей страны прислали в Москву своих делегатов работать, решать конкретные вопросы, планировать реальные дела.

«Ваш съезд был на высоте, вы просто молодцы, — сказал на заключительном заседании Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, обращаясь к делегатам. — Вы, по-моему, и сами удивились, и нас удивили, и страну. Но, думаю, самое главное, чем вы должны удивить, — обязательно выполнить то, о чем вы договорились здесь... Будет трудно, могут быть даже ошибки. Держитесь, закаляйте свой характер. Мы на правильной дороге».

Уезжая со съезда, делегаты делились своими планами, рассказывали о конкретных делах, которые им предстоят в ближайшее время, проблемах.

Алевтина Шелудякова, бригадир Ленинградского производственного объединения «Светлана», депутат Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, лауреат премии Ленинского комсомола:

— Долгое время комсомол не заботился о расширении своего актива, в различные выборные органы выдвигали одних и тех же «проверенных» людей. Скажу о себе. На XIX съезде ВЛКСМ меня избрали членом ЦК и тут же «автоматом» — членом обкома и комитета ВЛКСМ объединения. А ведь я еще депутат Верховного Совета СССР. Целесообразно ли это? Ведь один человек, даже очень активный и энергичный, тем более руководитель трудового коллектива, не может с полной отдачей работать в нескольких выборных органах. Так почему бы не расширить круг молодых активистов? Комсомолу не нужны «свадебные генералы». И потом, надо подумать и о производстве, и о личной жизни сверхзанятых активистов, не так ли?

Нужно искать более эффективные формы совместной работы комсомола и комиссий по делам молодежи, созданных в Советах народных депутатов. Мы смелее, действеннее должны представлять интересы молодежи. Поэтому от имени депутатов-комсомольцев я горячо поддерживаю предложение о разработке Закона о молодежи и обещаю принять в этом деле самое активное участие.

Дмитрий Сабуров, капитан милиции, заместитель начальника отдела Свердловского областного УБХСС:

— Накануне съезда мы встречались с министром внутренних дел СССР А. В. Власовым. Александр Владимирович спросил меня: «Товарищ Сабуров. когда перестанете «стрелять из пушки по воробьям», активизируете деятельность органов БХСС в раскрытии наиболее крупных и опасных преступлений?»

Упрек в чем-то и справедливый, хотя над раскрытием крупных хищений и махинаций мы работаем постоянно. Но тут еще вот какая ситуация. Нашу деятельность оценивают прежде всего по количеству выявленных правонарушений. Не берусь судить, насколько это отвечает интересам дела. Если следователь знает, когда и где совершено преступление, мы должны выявлять его сами. Это очень объемная работа, и без добровольных помощников, нештатных инспекторов БХСС не обойтись. У нас есть отличные помощники, но их число невелико. Думаю, что нештатные инспектора под руководством юристов могли бы наладить контроль за предприятиями торговли и общественного питания, помогать в раскрытии хищений. Маловата отдача и от «комсомольских прожектористов», молодых народных контролеров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Те, кто остался

Твои герои, комсомол

Не стрелять!

Повесть