Нам
пить
в грядущем
все соки земли,
как чашу,
мир запрокидывая».
Маяковский отказывает молодым людям даже в самом праве называться молодежью, если они разбазаривают свою юность на попойки, дешевые романы, если они не озабочены переделкой жизни и не добиваются того, «чтобы дни труда были радостны и легки».
Горячо и настойчиво боролся Маяковский с обывательской молью, с мещанской тиной. Он развенчивал гнилые, ничтожные идеалы людей, забившихся в свой малюсенький комнатный мирок, и открывал перед молодежью широкие революционные горизонты.
Он смывал с быта молодежи нестойкие, фальшивые румяна пошлости, властно обрывал струны у всех сочинителей пасторалей, у всех, кто «мандолинит из - под стен», у кого «выбил мысли грохот лирный».
В первые годы нэпа усилилось буржуазное влияние на молодежь; она была менее закалена, более падка на «изячную жизнь». Обыватели, пошляки и «прошляки» вылезали из своих нор, все наглее становилось «мурло мещанина». И понятна колючая настороженность и страстная ненависть поэта, особенно в те годы, к обывателям, к их канареечному уюту.
Свою известную комедию Маяковский озаглавил «Клоп». Клоп здесь - и паразитическое насекомое, которое Пьер Скрипкин привез с собой в будущее, и зловонное олицетворение мещанства. Вот почему обыватель и перерожденец Пьер Скрипкин, «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», с таким умилением следит, как по стене ползет последний клоп. «Клоп, клопик, клопуля!!!» - нежно взывает обыватель.
В одном из стихотворений Маяковский прямо призывает: «...даешь порошок универсальный, сразу убивающий клопов и обывателей!»
Едва ли не самым живучим и поэтому опасным оказывается «покрытый плесенью старенький - старенький бытик», когда речь идет о любви, о браке, о семье.
В представлении мещанина даже самое высокое понятие «любовь» снижается, сужается, обедняется. Разве благополучное, мирное прозябание двух молодых людей в «уюте бумажных роз» - полноценная любовь?
Настоящая любовь толкает человека на подвиги, с новой энергией пускает в работу «сердца выстывший мотор», зовет дерзать, бороться, изобретать, «рваться в завтра, вперед».
Гениальное выражение эта мысль поэта находит в следующих строчках:
«Любить -
это с простынь,
бессоницей рваных,
срываться,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.