«Слава дается людям гением и не зависит ни от каких случайных отношений, - писал Белинский. - Против нее бессильны предубеждения, зависть в злоба. Они даже служат ей, стараясь уничтожать ее, - и если им удается иногда помрачить ее лучезарный блеск, то не более, как на минуту, и для того только, чтоб она явилась еще лучезарное: так солнце является в большем блеске, когда пройдут мимо застилавшие его облака, а они не могут же не проходить мимо его!»
Так и случилось с Маяковским. При самом своем появлении на поэтической арене он был встречен ожесточенной бранью литературных староверов, которые в рождении его поэтической славы увидели смерть господствовавших эстетических понятий, а вместе с нею и - свою собственную гибель.
... Маяковскому исполнилось 20 лет. Им были уже написаны стихотворения «Ночь», «А вы могли бы?», «Несколько слов обо мне самом», трагедия «Владимир Маяковский».
«... Придите все ко мне,
кто рвал молчание,
кто выл
оттого, что петли полдней туги, -
я вам открою
словами
простыми, как мычанье,
наши новые души,
гудящие,
как фонарные дуги».
Он нашел никому до него неведомые, простые «как мычанье» слова и действительно открыл ими новые людские души; открыл их в горестно - гневных, суровых стихах «Война объявлена», «Я и Наполеон», «Вам!» - почти единственных в те годы стихах, в которых открыто звучал голос возмущения империалистической войной; открыл их в лирических, по - маяковски нежных стихах «Скрипка и немножко нервно», «Пустяк у Оки», в сатирических стихах «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду», «Внимательное отношение к взяточникам», в которых впервые послышался его «грозный смех», и, наконец, в гениальной поэме - «Облако в штанах», в которой слышен гул приближаю - шейся октябрьской грозы, слитый с голосом поэта - провидца:
«Где глаз людей обрывается куцый
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас - его предтеча...»
Это не был поэтически отвлеченный красивый образ. Это - живое ощущение и понимание своего призвания, своего пути, своей цели. Теперь мы знаем, что он был не только поэтическим предтечей целой эпохи, которая зрела и вызрела в радостных муках социальных взрывов и потрясений, но и ее героем. Роль и значение его учуяли враги, вопившие о «футуризме» Маяковского и невольно сближавшие это понятие с революционностью. Не случайно в мае 1917 года в тогдашнем «Журнале журналов» на одной странице бесновались по поводу поэтического «футуриста» Маяковского, а на другой... по поводу «политического футуриста» Ленина.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.