Оптические квантовые генераторы (ОКГ), или, как их еще называют, лазеры, получили путевку в жизнь.
Пожалуй, нет ничего поразительнее в истории науки, чем быстрота, с которой оптические квантовые генераторы (ОКГ), или, как их еще называют, лазеры, получили путевку в жизнь. Они еще не вышли из пеленок, их не выпускал ни один завод, а в научных журналах и даже в газетах появлялись сообщения одно сенсационней другого.
«Молодой ученый ослеп, попав на расстоянии в 10 миль под луч лазера, этого современного гиперболоида инженера Гарина».
«Окулисты применяют ОКГ для сложных операций по закреплению сетчатки, отслаивающейся от глазного дна».
«Невропатологи применяют сфокусированный луч ОКГ для самых точных операций».
«Хирурги экспериментируют с бескровным световым ножом». (Луч ОКГ, разрезая ткани, вызывает коагуляцию крови по краям разреза, препятствуя кровотечению.)
«Цитологи применяют лучи ОКГ для операции внутри живой клетки». «ОКГ меняет наследственные свойства простейших одноклеточных существ». (Биологи учатся нащупывать лучом ОКГ отдельные гены, несущие наследственную информацию, и, воздействуя на них, пытаются, пока в простейших случаях, управлять наследственностью.)
Это, так сказать, одно направление. А вот второе.
«Лазер испаряет алмаз».
«При помощи луча ОКГ сверлится отверстие в алмазном фильере». (Фильер — тончайший глазок, через который выдавливаются синтетические нити или волочится проволока. Он изготавливается из наиболее твердых материалов.)
«Луч ОКГ сваривает металлы».
«ОКГ испаряет самые тугоплавкие вещества».
Но довольно заголовков. Их не перечесть. Поток их не иссякает, а разрастается, как лавина. Как снежная лавина в горах, как лавина фотонов внутри включаемого ОКГ.
Десятки и сотни ученых, прочитав первые сообщения, устремились в новую, неизведанную область науки. Сотни и тысячи инженеров, почувствовав разнообразнейшие возможности, открываемые лучами ОКГ, по собственной инициативе или по заказу начали разработку различных технических проектов, от вполне реальных до самых фантастических.
Но скоро горячие головы поостыли. «Гиперболоиды» оказались гиперболами и вернулись во власть фантастов. А серьезные ученые и инженеры, те, кто, отдавая все силы, влечет за собой колесницу прогресса, продолжали разрабатывать все более фантастические и вместе с тем совершенно реальные проекты.
Вспомните, сколько раз вы читали о торжественной сбойке туннелей. Глубоко под землей, под городскими улицами или сквозь горный хребет проходчики с двух сторон ведут туннель. И вот они соединились. Вместе с проходчиками торжествуют маркшейдеры. Обеспечить правильный курс горного щита, выдержать безупречную ось туннеля несравненно труднее, чем привести корабль в порт назначения. Штурману помогают звезды и солнце, а в сумрачную погоду его выручает радио. Под землей ничего этого нет. Есть лишь простейшие приборы и сложная наука, граничащая с искусством. Скоро труд маркшейдеров неизмеримо облегчится. Ось туннеля будет зримо отмечена лучом ОКГ. Если выработку ведет щит, то автоматы, покорные лучу, не дадут щиту отклониться ни на сантиметр.
Кто не видел девушек-геодезистов, переносящих тяжелые треноги нивелиров. Недалек тот день, когда портативные ОКГ облегчат, ускорят и эту трудную работу не только в романтических экспедициях, но и в буднях бесчисленных строительных площадок. Луч ОКГ поможет железнодорожникам «по ниточке» ровнять железнодорожные рельсы, строителям возводить стены зданий — словом, он поможет всюду, где нужна точность.
Тысячелетия человек пользуется компасом, но, несмотря на столь длительную службу, инструмент не слишком надежен: то точность мала, то нужны кропотливые работы по устранению девиации — мешающего действия больших масс железа на судах и самолетах. А в высоких широтах магнитный компас совсем беспомощен. Слишком далеко на севере или на юге он даже не чувствует, где же находится полюс. В таких случаях выручает гирокомпас или радионавигация. Но и они не гарантируют от ошибок.
Идея применения ОКГ проникла уже и в эту область. Правда, не обычные ОКГ, а так называемые «кольцевые». Кольцевой генератор образован тремя зеркалами, укрепленными на жесткой раме, одно по отношению к двум другим под углом 120°. Если поместить между этими зеркалами смесь гелия и неона и пропустить через нее сильный электрический разряд, то под действием разряда молекулы начнут излучать свет. Только в отличие от обычного, ставшего классическим, лазера на рубине, в котором световые волны бегают взад и вперед между параллельными зеркалами, здесь они будут бежать по замкнутому треугольнику, последовательно отражаясь от трех зеркал, вновь и вновь проходя свой путь.
Если установить кольцевой ОКГ на вращающуюся платформу, обнаружится, что частота колебаний в обеих бегущих волнах перестанет быть равной. Причем разность частот окажется пропорциональной скорости вращения всей системы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.