Именем детства, во имя детства
Шесть с половиной лет назад в нашем журнале появилась рубрика, посвященная проблемам детских домов. Тогда кое у кого она вызывала недоумение: а надо ли громко говорить о детской беде, детском сиротстве в то время, как большинство ребятишек живут у нас весело и счастливо? Надо ли говорить о неблагополучии на фоне благоденствия? Жизнь показала — надо. Надо тревожить людскую совесть, потому что чужого горя для нас не может, не должно быть. Все мы несем свою долю вины и ответственности за детские слезы, за малышей, брошенных родителями. Сегодня мы гордимся, что редакция «Смены» наряду с другими изданиями, поднявшими голос в защиту детства, в числе учредителей Советского детского фонда имени Владимира Ильича Ленина. Многочисленных наших друзей, читателей журнала, активно участвовавших в акции журнала по сбору книг для воспитанников детских домов, помогавших нам все эти годы советом и делом, поздравляем с созданием поистине всенародной общественной организации. На этих страницах мы знакомим вас с фрагментами выступлений делегатов учредительной конференции и письмами, поступившими в правление фонда и редакцию «Смены».
— Научно-технический прогресс принес много благ обществу, он принес блага и детству: много игрушек, тысячи развлечений. Но одновременно этот же прогресс отнял у детства заботу взрослых. Взрослые заняты, мы спешим, у нас много дел. А вот для детей не остается времени.
Мы их любим, конечно, но вот заботиться о них, думать об их будущем. любить времени нет.
Мы утеряли главный метод воспитания в школе и в детских домах. Как-то повелось, что труд, формирующий личность, изгнан из школьной жизни. А это ведет к тому, что дети и сами уже бегут от труда, но одновременно они теряют свою судьбу, свое будущее.
Вспоминаются слова известного психолога и педагога Блонского, сказанные им много лет назад: «Учитель, стань человеком». Может быть, это было сказано до революции, но многим учителям, я думаю, стоит эти слова повторить. Нам надо стать людьми, нам надо очеловечивать среду, в которой живут наши дети. Мне представляется, что одна из первых проблем, которой должен заняться Детский фонд, это переподготовка воспитательского корпуса детских домов. Необходимо заняться этим очень серьезно, ибо ожесточенные люди не могут воспитать людей добрых и честных. Думаю, что в подготовке воспитательских кадров детских домов самое активное участие примут учителя-новаторы, они ждут такого призыва.
Что такое Детский фонд? Мне представляется он мощным колоколом, тревожным колоколом, который звучит сегодня, чтобы оборотить нас к детству. И мы должны не только прислушиваться к этому мощному колоколу. но и взяться за дело, не теряя ни минуты.
...дела в детском доме неважные. Директор Губарев В. К. противопоставил себя педколлективу, отстранился от работы, занимаясь автомашиной и рыбалкой. Первоклассники курят. С бывшего воспитанника, который приезжает в детский дом, спрашивают какой-то пропуск. Подсобное хозяйство разрушено. Дети предоставлены сами себе.
В начале мая я был в детском доме и не увидел ни одного мяча. Мячи оказались закрытыми у завуча детского дома. Есть и спортзал, есть и другие игровые комнаты, но все под замком. В. П. Каюмов, Люльпанский детский дом, Марийская АССР
В коллективе детского дома № 11 (Москва, ул. Лобачевского, д. 38) имеют место антипедагогические методы обращения с детьми. Воспитатель Фомичева закрывала детей в сушильном шкафу в позднее время. Были случаи избиения детей прыгалками, прутом по голове. Детей лишали еды. В группе № 7 Р. И. Смирнова систематически лишала детей порционных блюд (куры, котлеты, масло). Перед уходом в школу у всех детей только этой группы был понижен гемоглобин. Г. Рассадина, Москва
В детском доме 150 воспитанников, он создан в 30-е годы и располагается в 23 зданиях. Дети и мы много лет мечтали о новом доме, так как потолки протекают, штукатурка сыплется, провисшие потолочные балки скреплены металлическими гайками и угрожают свалиться на головы детей, стены промерзают, очень тесно, но самое большое несчастье обрушил на нас облисполком своим решением строить не новый типовой детский дом, а только спальный корпус. Это значит, что вновь не будет у ребят настоящего теплого дома, а появится очередное, 24-е здание и нужно будет не 23. а уже 24 раза снять и вновь надеть верхнюю одежду. снять тапочки и вновь надеть верхнюю обувь и т. д. и т. д., чтобы перейти из спального корпуса в столовую, из столовой в комнаты для занятий, библиотеку, мастерскую... Сотрудники Средне-Васюганского детского дома Томской области
— Впервые в нашей стране вопросы детства централизованы в огромную общественную организацию, имеющую средства, межвозрастную, межведомственную. Ведь посмотрите, как разбросаны по разным ведомствам эти проблемы. Ими занимаются все министерства, ведомства, все предприятия, но они везде после главных задач. На предприятии они после проблемы плана, социальных вопросов. Кто конкретно, допустим, отвечает за нашу советскую школу? Местные Советы, партийные органы. После проблем промышленности, после проблем сельского хозяйства, после проблем агитации и пропаганды. в русле проблем социального обеспечения и культуры. То есть забота о детстве у нас стоит на очень низкой ступени иерархической лестницы наших общественно-государственных проблем. Детский фонд ломает это положение. вот почему в образовании его я вижу революционное начало.
— Ищу ответа: почему в наше сытое, не обездоленное время так обострился вопрос сирот при живых родителях? Уверен, что решение этой проблемы обязательно надо начать с ее корней, с семьи.
За тридцать лет работы бригадиром горнорабочих очистного забоя убедился, как нужна шахтеру крепкая семья. И что выполнение производственных планов во многом зависит от настроения рабочего, от того, какой микроклимат в семье, как он воспитывает своих детей.
У нас в бригаде много династий. Работает старший брат, подрастает младший, приходит в бригаду. Работает отец двадцать и более лет, вырастает у него сын, второй и тоже приходит в бригаду. Все работаем, так сказать, одной семьей. Но это не главное. Главное то, что коллектив может воспитывать человека самым настоящим образом.
Дело в том, что за тридцать лет в бригаде не было случая, чтобы кого-то привлекли за аморальный поступок. Конечно, в семьях-то бывают и ссоры, не без этого. Но наш коллектив старается не допустить распада семьи, не допустить, чтобы дети оказались наполовину сиротами.
У меня сложилось свое представление о том, когда и в чем дает сбой семейное воспитание. Во многих семьях с ростом материального благосостояния забыто, что основой воспитания является труд. Безделье — вот корень зла. Вырастают белоручки, захребетники, совершенно не подготовленные к самостоятельной жизни.
А еще семья плохо учит главной науке — честности, порядочности, умению всей душой отдаваться общественному делу, служить людям. Потому и вырастают эгоисты, которых нисколько не затрагивают чужие беды.
Нравственные устои семьи подорвало пьянство. Матери и отцы, бросающие детей, не из чужих земель к нам являются, а живут рядом — это наши дети, родственники, соседи, знакомые.
Они на наших глазах вырастают, вскармливаются нашим безразличием. И, конечно, государство стало слишком уж снисходительным к таким родителям. Нужны решительные меры по отношению к семьям, в которых с младенчества калечат души и здоровье детей.
В последнее время, больше говорилось о достижениях в развитии экономики, при этом забывалось — что же делается для детей, для их душ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.