Когда, заглядывая в прошлое человечества, находишь в нем примеры взаимообогащающего содружества разных народов и культур, веришь, что не вражда, а мир и согласие — естественное состояние их отношений. Одну из таких светлых страниц истории открыла я для себя на дальней оконечности нашей страны — Камчатке. Есть там старинное село с русским названием Мильково. Возникло оно более трехсот лет назад на месте ительменского стойбища. В селе открыт музей, да такой, что не могу о нем не рассказать.
В XVII веке встретились в районе нынешнего Милькова русские крестьяне, переселенные сюда по указу властей, и ительмены — коренные жители Камчатки, сохранившие к тому времени жизненный уклад каменного века. Первые знали земледелие, кузнечное дело, вторые были богаты опытом рыболовства и охоты, выживания в экстремальных условиях. Вот все эти свидетельства мирного сосуществования двух культур — коренной ительменской и пришлой русской — и собраны в экспозиции музея.
Интересна история его создания. Лет двенадцать назад в Милькове появился рослый светлокудрый мужчина с яркой, темноглазой женщиной. Молодой русский историк и этнограф Михаил Угрин переехал в родные места своей жены-ительменки, которая не смогла жить на материке. Устроился Михаил ночным сторожем, а днем занимался тем, что полностью захватило его как исследователя: восстанавливал старинную кузницу и древние рыболовные снасти ительменов, записывал легенды, предания камчадалов и воссоздавал облик старинного острога...
Легко все это перечислить. А каково было одному таскать шестиметровые лиственницы и укладывать в будущее здание музея по три бревна в день (более оказалось не под силу даже при хорошей подготовке по тяжелой атлетике)!
Теперь Михаил Угрин — директор первого на Камчатке экологическо-этнографического музея. Название не надумано, оно рождено современной реальностью, в которой экология и культура переплетены и взаимозависимы.
Среди художественных экспонатов здесь есть изделия, которые на основе принесенного на Камчатку искусства макраме воссоздают образы ительменских легенд и мифов. Так возрождается узелковое плетение, ремесло, известное ительменам чуть ли не с каменного века. Древние ительмены умели вязать узлы тысячи видов, каждый из них имел свое назначение и применялся в зверобойном промысле, собирательстве.
В музее представлены лучшие образцы «северного макраме», созданные ительменкой Ольгой Угриной, впервые открывшей возможности узелкового плетения для возрождения полузабытого искусства своего народа. В этих изделиях воочию ощущаешь гармонию причудливого переплетения дивных узелков, завораживающих, надолго приковывающих глаз. Ольга Угрина передала мастерство дочери Татьяне и многим другим обитательницам Милькова. Сегодня «северное макраме» можно увидеть не только в музейной экспозиции, но и в домах жителей поселка. Так воплощается одна из идей создателя мильковского музея: возвратить исторический опыт нынешнему поколению, чтобы было, откуда черпать силы и знания для жизни в настоящем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Александр Кузнецов: «Мы должны использовать любую возможность, чтобы побудить рабочих думать, решать, творить»
Именем детства, во имя детства