— Наша семья, а мы не детдом, а действительно семья, в ее сегодняшнем качестве родилась восемь лет назад. Имея своих двоих детей, мы с мужем усыновили еще пятерых ребятишек.
С 1979 года в печати неоднократно поднимался вопрос об организации семейных детских домов. Но словно чья-то злая воля камнем преткновения легла у истоков этого доброго дела. А ведь сегодня у нас был бы уже опыт, и немалый, да и многие дети были бы спасены от сиротства. Я получила сотни писем от людей из разных областей страны, в которых они с отчаянием пишут, как трудно, почти невозможно взять ребенка на воспитание. Сотни людей годами стоят в очереди на детей. Как страшно это звучит! Детские дома переполнены, а детей не дают. Какие только причины не придумывают на местах многие работники отделов народного образования, отмахиваясь от желающих взять детей!
Но, несмотря на все трудности и препятствия, есть у нас семьи, в которых воспитываются приемные дети. Таких семей было бы гораздо больше, если бы их поддержали. Сотни одиноких детей обрели бы семью, детство, здоровье, уверенность в завтрашнем дне. А государству были бы возвращены сотни полноценных граждан. Я знаю многие подобные семьи, мы уже несколько лет переписываемся и пришли к выводу, что нам лучше собраться вместе, жить рядом, помогая друг другу, то есть создать детский городок.
Суть такого городка в том, что 15 — 20 семей, имеющих своих и приемных детей, объединяются, живут рядом. Вместе они — крепкий педагогический коллектив, объединенный общими целями и задачами, общим трудом и заботами. Вместе легче воспитывать детей, легче организовать их труд и отдых.
Организация такого городка очень проста: 20 семей — 10 двухквартирных благоустроенных коттеджей, каждая квартира по 6 — 8 комнат с приусадебным участком, с общими детской и спортивной площадками и небольшим зданием для общих дел, занятий, праздников. Строить городки лучше в пригородной зоне областных и краевых центров, чтобы можно было на должном уровне лечить детей и развивать их. Городок на 20 семей может принять в себя 120 — 130 одиноких детей, где они будут воспитываться в семьях, как родные и вместе с родными детьми, иметь родителей, свой дом, братьев и сестер, и дети из одной семьи будут вместе.
В каждой семье может быть 2 — 3 своих ребенка и 5 — 7 приемных, чтобы воспитание было по силам каждой семье. Семья может иметь сад, огород, теплицу, мини-ферму, то есть кормить себя. Мать занимается воспитанием детей. домом, хозяйством. Отец может работать по своей специальности. Родители участвуют в общей жизни городка, стараются сделать жизнь в городке полезной и интересной и взрослым, и детям. Иметь свой театр, заниматься музыкой, живописью, танцами, спортом, учиться вязать, играть в шахматы, заниматься фото- и автоделом, техническим творчеством — дел интересных много. Родители дадут детям неизмеримо больше, чем штатные воспитатели, ведь это будут наши дети. Каждая семья будет иметь свой уклад, свои традиции, но соблюдать правила общежития, выработанные всем коллективом.
Городок должен иметь статус детского учреждения, подчиняться органам народного образования областного и краевого значения. Женщинам-матерям целесообразно выплачивать зарплату воспитателя, ведь у них работа, если можно так сказать, будет круглосуточной, без выходных, без отпусков, а ведь, например, во многих домах ребенка на 60 ребятишек может быть 40 человек обслуживающего персонала всех рангов.
Целесообразно назначить на каждого приемного ребенка пособие. Женщинам должен идти трудовой стаж и назначаться пенсия в 55 лет, как воспитателям, или в 50 лет, как многодетным матерям.
Нужно ли доказывать, насколько это дешевле для государства, насколько проще в организации и насколько выше моральный выход! Мы очень рады, что Иркутский областной отдел народного образования берется за создание такого городка, а Министерство просвещения РСФСР поддерживает это начинание.
— Мне часто доводится выступать на заводах, предприятиях, в самых разных организациях, рассказывать о детском доме. И вот недавно пригласили меня в женскую трудовую колонию под Ташкентом. Приехала. А у них там клуб свой. Захожу в зал — сидят молодые женщины. Над сценой транспарант: «Горячий привет дорогой матери!» Крупными такими буквами. Видимо, администрация позаботилась. А в нашем доме пятеро ребят, матери которых сидят в том самом зале и слушают выступление «дорогой матери». Сами-то они лишены родительских прав, осуждены за тунеядство, Аморальный образ жизни. И вот я говорю им: «Когда собиралась к вам в гости, дорогие женщины, у детей ваших спросила, передать ли приветы вашим мамам. А дети ваши промолчали, ни один не попросил привет передать...»
Рассказываю это и слышу: в одном углу зала кто-то всхлипнул, в другом. Плачут. Задело. Но мы порою наивны, нам хочется верить в лучшее, верить в то, что совесть вернется к этим женщинам. И как же часто мы обманываемся в своих надеждах! Пишет такая... своему ребенку из зоны: «Зайчик мой, девочка моя!» Но выходят на свободу, и все начинается сначала: пьянки, мужья и «мужья без счету и разбору... и ребенок вновь ненужный.
Наши дети боятся возвращения к родителям. Это, до какого же состояния надо дойти, до какой же степени потерять человеческий облик, чтобы собственные дети не хотели возвращаться к отцу, матери, а матерью называли вроде бы и чужую им женщину?
Эти матери ничего не создают. Они только уничтожают!
Сегодняшнее сиротство при живых родителях — это боль и горечь нашего общества. Из детского дома все пути ведут в современную семью. А она нередко больна. И больна тяжело. Больна нелюбовью, не милосердием к детям. И не зря же в Уставе нашего фонда записано, что одна из главных его забот — семья. Мир в семье. Лад в семье.
Как этого добиться?
Нам всем об этом думать.
Я убеждена, что многие социальные болезни нашего общества должна спасать мать. Больше женщин должно быть мамами. Случайных, черствых, равнодушных людей нельзя допускать к воспитанию подрастающего поколения.
Таких людей нет, и не может быть в нашем фонде. Я думаю, что именно благодаря людям, чья совесть открыта чужой боли, детской беде, и создается наша небывалая организация.
Каким будет детский фонд, зависит от нас с вами.
Давайте же сделаем все возможное, все, что только в наших силах, чтобы детство наших детей стало поистине счастливым.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Александр Кузнецов: «Мы должны использовать любую возможность, чтобы побудить рабочих думать, решать, творить»