Вслед за ним стали испытывать русский тормоз тов. Казанцева. Изобретатель волновался. За практическое выполнение своего тормоза он был не уверен, - быть может, благодаря спешности в его работе, благодаря скверному материалу, благодаря тому, что какой-нибудь винтик был недостаточно точно пригнан к нужному месту, его тормоз провалится. А с ним вместе пропадет и вся его долголетняя работа, все его труды и старания.
Наступил самый ответственный момент. Поезд, длиною в одну версту, на 11 - тысячном уклоне надо было быстро затормозить, и Ф. П. Казанцев смело взялся за ручку своего тормоза.
Поезд без единого толчка, без рывков, плавно затормозился. Он слушался каждого малейшего движения Казанцева, который до пунктуальной точности регулировал скорость этого громадного груженого состава, являясь его абсолютным хозяином.
Комиссия признала, что победа осталась за русским машинистом, кропотливая работа талантливого самоучки взяла верх над богатой и блестящей техникой заграницы. Русский тормоз оказался лучшим в мире, и скоро популярное имя в тормозном деле - «Вестингауз» - уступит место более громкому имени - «Казанцев» .
НО, БЫТЬ может, Ф. П. Казанцев - единственный русский техник, которому удалось не только сравняться, но и перепрыгнуть через голову заграничной техники в громадном деле, имеющем мировое значение?
Попробуем продолжить наши припоминания и возьмем для следующего сравнения автомобильное дело. Существует общепризнанное мнение громадного большинства, что в этом отношении мы совершенно беспомощны перед заграницей. Действительно, до войны единственным заводом, работавшем в этой области, был «Русско - Балтийский» . Но и он большинство ответственных частей машин выписывал из - за границы, производя у себя лишь сборку их.
Правда, в 1916 году началась постройка 4 заводов (АМО, Русский Рено, Лебедева и Беко), но в момент образования Советской власти, т. - е. к концу 1917 года, лишь один за АМО был закончен постройкой на 80% и оборудованием на 50%. Остальные же имели лишь вчерне выстроенные здания своих корпусов и располагали незначительной частью оборудования. 1)
В условиях блокады и гражданской войны об их достройке нельзя было и думать, и только в 1921 году начались кое - какие работы в я направлении, при чем все заводы были предназначены лишь для ремонта автомобилей. Один только АМО приступил к новому автостроению в 1923 году.
При таком положении дела, как можно было думать не только о конкуренции, но даже о попытке сравнить свои машины с гигантами, как Форд. Мерседес, Фиат и пр.
Совершенно не рассчитывая на наш завод мы организовали всесоюзный автомобильный пробег, чтобы выбрать из блестящих заграничных машин наиболее подходящие к нашим русским условиям. У нас даже не мелькнула мысль пустить в пробег вместе с этой вереницей странных красавцев нашего советского «замухрышку». Где уж ему?
Кончился пробег легковых машин, началось соревнование грузовиков. По настоянию рабочих и инженеров АМО на ряду со всемирно - известными фирмами был пущен в пробег новорожденный грузовик советского производства.
Было много сомнений, много тревоги и страха: а что как «наш» оскандалится?
Результат пробега превзошел все, на что смогли даже надеяться самые ярые оптимисты из АМО: советский грузовик, скромно начавший пробег, вышел из него победителем. Он оказался лучшим из лучших заграничных машин.
Завод АМО получил заслуженную телеграмму:
ЗАВОДУ « АМО»
Всесоюзный автомобильный пробег грузовых машин показал, что машины советского производства оказались наилучшими. Это показывает, что наша молодая автопромышленность оказалась на высоте положения, и первая заслуга в этом при - надлежит пионеру советской автопромышленности - заводу «АМО» .
Московский Комитет Российской Коммунистической партии {большевиков) приветствует рабочих и администрацию завода «АМО» и поздравляет всех товарищей, работающих на заводе с их достижениями и победой в строительстве нашей социалистической промышленности. С коммунистическим приветом секретарь МК ВКП (б) Уланов
1) Русско-Балтийский завод, находящийся в Риге, был передан Латвии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.