МЫ УДИВИТЕЛЬНО боимся и стыдимся наших собственных научных и технических достижений.
У нас за правило считается хвалить и восхищаться техническими достижениями иностранцев и стыдливо замалчивать свои собственные. Именно - стыдливо. Потому что «где уж нам уж с нашим суконным рылом да в калашный ряд блестящей заграничной техники».
Слов нет - в техническом отношении мы отстали от запада. У нас много старых, помнящих царя Гороха способов производства, у нас много бедности и неналаженности. Но так ли уж мы безнадежны в техническом отношении? Неужели нет ни одной отрасли техники, в которой мы могли бы встать в одном ряду с заграницей или, быть может, постараться даже выдвинуться вперед?
Испробуем припомнить кое-что из наших последних достижений, о которых так мало знаем мы, и вокруг которых так много шуму в техническом мире заграницы.
Припомним и сравним с тем, что дала в этом отношении блестящая иностранная техника.
НАЧНЕМ с Ф. Л. Казанцева. Кто знал о нем год тому назад до его победы, прошумевшей на весь технический мир 22 октября 1925 года?
Да знает ли кто-нибудь о нем и сейчас, об этом русском машинисте, блестяще победившем «великих иностранных королей тормоза»?
К сожалению, таких немало. А между тем знать не мешало бы.
Для этих незнающих - сначала кое-что из истории этой победы. Лет 20 тому назад ее виновник был простым машинистом, ничем, как - будто, не отличающимся от тысяч и десятков тысяч других машинистов Российской империи. Потом с 1908 г. у него зародилась упорная мысль усовершенствовать железнодорожный тормоз, тот самый тормоз, от которого зависят безопасность на железной дороге, сотни тысяч человеческих жизней и миллионы пудов груза.
Не правда ли, дерзкая мысль для русского машиниста, - кончившего только сельскую школу, - улучшить то, что создано в прекрасных иностранных лабораториях и заводах «великим мировым королем тормоза, всесильным Вестингаузом»?
Но мысль засела в упорную голову, и началась работа, кропотливая, нудная, тяжелая, без денег, урывками, без нужных материалов и, конечно, без всякого намека на какие-нибудь специальные лаборатории.
Наконец, После 18 лет работы - первое признание ее результатов нашим комитетом изобретений 27 мая 1921 года. А потом - снова работа, снова дальнейшие усовершенствования и улучшения.
И только, когда перед нашим транспортом встал во весь рост вопрос о том, что тормоз Вестингауза устарел, что нам надо какой-нибудь другой и более совершенный механизм - только тогда наступила долгожданная для Ф. Л. Казанцева минута. Было назначено соревнование между его тормозом и лучшим из новых тормозов заграницы, германским тормозом системы Кунце - Кнорре.
ЖУТКАЯ это была дуэль. В секунданты было приглашено все то лучшее, что мог дать СССР в инженерно - путейском мире: технические руководители НКЛС, начальники железных дорог и видные русские инженеры со всемирно известными именами. Время дуэли - 22 октября 1925 г., а место - перегон Ожерелье - Кашира, Рязань - Уральской железной дороги.
Но самым интересным, конечно, были противники. С одной стороны - выхоленный немецкий инженер, представитель тормозного отдела германского министерства путей сообщения со своей свитой инженеров и механиков. Они явились в прекрасно оборудованном вагоне - лаборатории, в котором поблескивали никелем и медью измерительные приборы и испытательные машины.
А с другой стороны - худенький старик, измученный двадцатилетней работой на паровозе и физическим трудом с 12 лет. И ничего больше.
Испытание началось с германского тормоза. И, как следовало ожидать, дало хорошие результаты, правда, в некоторых случаях чувствовались кое - какие недостатки, рывки при торможении, толчки и пр., но в общем впечатление получилось вполне удовлетворительное.
Это никого не удивило, потому что тормоз Кунце - Кнорре уже имел за собой несколько лет массового опыта на германских и шведских железных дорогах и поэтому нельзя было ожидать, что на русских железных дорогах он окажется хуже, чем на немецких.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Большевистский переворот в Кустанае