ПОЖАЛУЙ, еще более ярко для большинства из нас произошло признание мировой техникой нашей молодой советской авиации. Какой тщедушной казалась она всем. Да и не мудрено: не имея ее раньше, как могли мы создать ее в годы революции, в годы жестокой блокады и изолированности?
Кое - что делалось, но это « кое - что» казалось таким жалким, по сравнению с неудержимым ростом мировой авиации.
Мы были по прежнему скромны - о развитии советской авиации так мало и так сдержанно говорилось в печати.
И вдруг - неожиданность - блестящий перелет Москва - Пекин, перелет через Сибирскую тайгу, через мертвую пустыню Гоби. Он прошел превосходно, он показал выдержку наших летчиков и выносливость наших моторов. Советская авиация стучалась в первые ряды мировой авиации и пробила первую брешь. О ней с удивлением и уважением заговорили за границей. Вслед за нами по проторенной нами сибирской дорожке полетели иностранные самолеты - японцы, французы, немцы.
И на практике поняли, что то, что сделали советские летчики и советские машины, не так - то просто даже для их испытанных заводов и пилотов.
Результат этих перелетов, этой вылазки советских машин и летчиков за границу заставил признать их блестящие качества даже закоренелых наших врагов. Наши успехи дали нам возможность занять второе место по дальним перелетам в мировой авиации. Второе - после французов.
ПОЙДЕМ дальше. Наш СССР исключительно богат торфом. Он занимает в нашем Союзе 136 милл. гектаров, в то время, как площадь торфяников всего мира без СССР - только 361/2 м. гектаров. Торф является нашим мощным топливным резервом. Поэтому вопрос о способах его добычи приобретает колоссальную важность. До последнего времени его добыча у нас и за границей производилась машиноформовочным способом. Благодаря этому способу рабочие - торфяники были сведены на роль вьючных животных и должны были в жидком и грязном карьере копать торф и руками выбрасывать мешающие работе пни и корни. Мало того. Благодаря все той же ручной разработке карьера иногда значительная часть торфяного слоя оказывалась не переработанной: обычно вынимали торф не глубже 11/2 саж., в то время, как толщина торфяного слоя доходит сплошь и рядом до 3 саж. Наконец, продолжительность работы этим способом не превышала З1/2 месяцев в год.
Ясно, что этот способ был далек от идеала и требовал замены чем - то более совершенным. Назревала необходимость коренной революции в области торфяного дела.
Вождем этой резолюции, ее вдохновителем и неутомимым проводником в жизнь является покойный инж. Классон. 1) Условия были далеко не подходящие: гражданская война, блокада, техническая бедность. Но все же здоровая идея исключительная работоспособность тов. Классона и его помощников добились своего: они разработали и практически осуществили новый способ добычи торфа - «гидроторф» . Способы работы упростились, возможный срок добычи с 31/2 месяцев вырос до 7 - ми, появилась возможность разработки любой толщины торфяного слоя, качество добытого торфа резко возросло. Гидроторф быстро стал завоевывать одни разработки за другими.
Заграница по достоинству оценила наше изобретение: полетели запросы, просьба указаний, разъяснений.
А этим летом лучшие знатоки торфяного дела Сев. Америки приехали к нам учиться у советских инженеров торфяников.
Подобных примеров можно было бы привести очень много. Ведь мы не говорили о заканчивающемся Волховстрое, о Шатурке, построенной на болоте по последнему слову техники, о Кизеловской станции на Северном Урале; о наших работах в области агрономии, о трудах наших научных институтов и т.д., и т.д.
ТО, о чем была речь, - только самое яркое, самое основное, то, что уже окончательно признано, претворено в жизнь и приобрело громадное государственное значение.
Но кроме этого, имеются еще тысячи более мелких изобретений и усовершенствований, которые поражают своим обилием во всех отраслях нашего народного хозяйства.
И неудивительно, революция привлекла к управлению промышленностью новых хозяев - самих рабочих. Революция дала возможность рабочей массе приобщиться к творческой технической работе и к самому широкому изобретательству.
Производственные совещания на наших предприятиях дают целый ряд усовершенствований, авторами которых являются сами рабочие. Пусть большинство из этих изобретений кажутся мелкими и мало интересными для широкой массы, но они бесконечно важны для производства.
Об этих «мелочах» можно говорить очень долго:
1. Старый литейный мастер Московско-Курской железной дороги - А. П. Петров, придумал новый способ чугунного литья из чугунного лома, благодаря которому даже на неважном топливе и недоброкачественном материале приготовляется прекрасное литье, годное для самых ответственных чугунных отливок. Этот способ дает возможность широко использовать те массы старого чугунного лома, которым так богаты наши хозорганы и который покуда не находил себе правильного применения.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Воспоминания б. начальника штаба Красной гвардии в Октябрьские дни