Сопричастность

Валерий Ганичев| опубликовано в номере №1333, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Необходимо поднять актив¬ность самих трудящихся масс. Это сегодня важнейшая задача партийных комитетов, совет¬ских, профсоюзных и комсо¬мольских органов.

Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС

Ю. В. Андропова на ноябрьском (1982 г.)

Пленуме ЦК КПСС

Дело наше обычно тормозится там, где мы подводим друг друга. Читаешь нередко в газетах: план производства важной для общества продукции сорван. И производитель с некоторым облегчением сообщает: поставщики подвели... У некоторых хозяйственников и рабочих даже сквозит удовлетворение: ведь эта необязательность, неответственность позволяют и их грехи прикрыть, собственную безалаберность оправдать: мы как другие!..

А стоит внимательно посмотреть вокруг, и увидишь, сколько самоотверженно работающих людей рядом, сколько ответственных членов нашего общества. Для них выполнение плана, разработка проекта, создание новой модели, овладение наукой, воспитание детей не только личное дело, не только самоотдача, но и возможность принять участие в общем деле, в общем движении, почувствовать себя членом великого братства друзей, сотоварищей, соратников, которые ему необходимы и благодарны.

Человек, говорил К. Маркс, не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество.

Мир человека нашего общества обширен и многогранен. Подлинное счастье, свободу, духовное обогащение находит он тогда, когда включает свои личные усилия в общее дело, служит ему и как следствие получает общественную поддержку, утверждается в своих человеческих правах.

Сопричастность – назвал бы я эту нашу народную, ныне социалистическую черту советских людей.

Сопричастность – то есть участие в деле, двусторонняя связь, близость к общему, сродственность идеи, связанность единым.

Работают при суровых сибирских морозах тюменские землепроходцы, качают нефть, гонят газ из толщи земли, и мчатся машины по дорогам Украины и Белоруссии, идут по полям Узбекистана хлопкоуборочные комбайны, отправляются корабли из портов Прибалтики. Сопричастие!

Днем и ночью убирают в осенние месяцы хлопок старики и молодые, колхозники и рабочие, студенты и школьники в Средней Азии и Азербайджане, и миллионы метров ткани, выпущенные трудолюбивыми и самоотверженными ткачихами Иванова, Калинина, Шуи, уже украшают статных красавиц Кубани, Грузии, Дальнего Востока. Сопричастие!

Разрабатываются в Москве и Ленинграде, Новосибирске и Минске новые проекты, возникают конструктивные идеи, находит подтверждение глубокая мысль, и возводится гигантский комплекс КАТЭКа, отправляются с миссией дружбы за границу советские сторонники мира. Сопричастие!

Наш комсомол всегда был сопричастен делу народа, откликался на самые актуальные задачи, возникающие в обществе, шел на самые важные, сложные, опасные участки жизни. Вспомним некоторые лозунги, какие выдвигались в разное время перед членами Союза. «Молодежь, к оружию! Революция в опасности!», «Юный пролетарий! Бери священную винтовку в мозолистую руку!», «Докажем империалистам всего мира, что молот и серп в наших руках работают не хуже, чем винтовка и пулемет», «Учиться, учиться и учиться!», «Комсомолец, обучи одного неграмотного!», «Даешь Магнитку!», «Комсомолец – на трактор!», «Комсомольцы, учитесь стрелять метко, поражать фашистского зверя!», «Все для фронта, все для победы!», «Восстановим родной Сталинград!», «Даешь целину!», «Партия сказала: надо! – комсомол ответил: есть!», «Каждому молодому труженику – среднее образование!», «Вчера рубеж новатора – сегодня комсомольская норма». Всего лишь малая часть лозунгов и призывов, но какая насыщенность, устремленность, самоотверженность за каждым из них, какое ощущение необходимости общей, объединяющей, нужной и полезной идеи. Призыв к вдумчивому труду, полной отдаче сил, энергии, сопричастность общим делам твоего народа.

Сопричастность совпадает с активной жизненной позицией человека. И если человек – личность, то его активность, сопричастность не могут быть разовыми, это постоянный процесс душевного переживания, напряжения и ответственности.

– Вялые какие-то ребята стали, – заметил мне недавно один учитель. – Ничего не хотят. Делать ничего не умеют. Ничем не интересуются.

– Ну уж, так и ничем?

– Да, конечно, музычку громкую послушать не возражают. А в остальном... Знаете, не хватает им дерзости желаний в постановке жизненных целей, стремления к высокому.

– Ну, тут, может быть, вы не все знаете, о чем думают выпускники. А если они действительно о высоком не думают, то и вы виноваты: не разбудили этих чувств, не потревожили человеческую душу, не показали им, что без их участия многое в мире не будет решено, мир не станет лучше и красивее. Не может же юное сердце не откликнуться на искренний и горячий призыв, на полет мысли, на страстный клич...

А иной наш молодой, да и не только молодой, учитель, культработник, тренер, комсомольский руководитель требует от юного подопечного тех усилий и творческих дерзаний, которые он сам не проявляет. Ему кажется, что ребята, поставленные в формально обязательные условия, должны Действовать «согласно программе», «методической разработке», «указанию сверху» таким образом, чтобы не доставлять ни хлопот, ни забот.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены