Сопричастность

Валерий Ганичев| опубликовано в номере №1333, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ясно, что авторитет такого воспитателя скоро рухнет, он сам превратится в озвучивающий инструкции аппарат, если не сможет каждый день быть настроен на сердце, разум того, кого воспитывает, если не включит в воспитательный процесс все свои нравственные ресурсы, не будет сопричастен страстям и идеям века.

Действительно, когда личность заменяет творческое отношение к жизни, к каждой новой возникающей ситуации повторением, которое становится штампом, тогда завоеванные позиции начинают превращаться в догматические каноны, стереотипы, и в таком случае личность, как отмечали философы, умирает заживо, она тоже превращается в шаблон и в конце концов надоедает, перестает интересовать людей.

Здесь и кончается сопричастность, человек сам порождает отчуждение, безразличие и даже неприятие со стороны других людей.

Но участие в большом и серьезном деле, борьба за его торжество не сразу приносят результаты, плоды. На этом пути человека ожидают трудности и поражения, непонимание и даже отрицание чистоты замыслов. Надо быть глубоко убежденным, стойким и сильным, чтобы отстоять истину, добиться воплощения собственной идеи. Однажды на встрече писателей, происходившей в Тюмени, первый секретарь обкома партии попросил всех низко поклониться вошедшему в зал известному писателю, лауреату Государственной премии С. П. Залыгину и сказал, что благодаря его усилиям, его и других товарищей, не произошла непоправимая вещь. Бойкие и уверенные в себе проектанты, потратившие серьезные деньги на проекты, почти добились принятия решения о строительстве Нижне-Обской ГЭС, которая затопила бы своим водохранилищем гигантскую площадь, где нынче сосредоточены основные нефтяные вышки Тюмени. Сергей Павлович Залыгин отложил в сторону свои основные писательские обязанности, планы, замыслы и с методичностью ученого (он бывший преподаватель вуза, гидромелиоратор) вместе со своими товарищами принялся доказывать несостоятельность утвержденного проекта. Понадобилось собрать сотни авторитетных мнений, напечатать и размножить тысячи бумаг, выдержать бой во многих инстанциях. Каких только обвинений не пришлось выслушать: и некомпетентность, и консерватизм, и нежелание следовать по пути прогресса, и еще кое-что более угрожающее! Но в Центральном Комитете партии, Совете Министров проект не утвердили. Ныне нефтяная Сибирь известна всему миру, а писатель С. П. Залыгин продолжает заниматься своим творчеством. Но его действия в защиту тюменской земли в полной мере можно считать сопричастием великому делу. И это сопричастие, которое вроде бы вырвало у писателя из жизни не одну страницу, отняло сотни часов самого большого богатства – времени, вспоминается им с большим удовлетворением, как исполнение своего гражданского долга, как ответ на внутренний зов совести.

Помню, до войны у отца, бывшего питерского рабочего, принятого в год смерти Ленина в партию, висела политическая карта мира. Он подолгу стоял с нами, его сыновьями, перед ней. В мире тогда шла битва с рвущимися к мировому господству немецким, итальянским фашизмом, японским милитаризмом, и он приобщал нас, мальчишек, к пониманию всемирности этой битвы, рассказывал о героизме испанских антифашистов, мужестве рабочих Шанхая, бесстрашии абиссинских повстанцев.

Позднее я не раз вспоминал эти уроки семейной политграмоты, приближения к мировым событиям, этого сострадания ближнему и далекому, первого осознания пролетарской солидарности. Великая традиция сопричастности ко всем значительным событиям века, сопереживания болям других людей, судьбам народов глубоко укоренилась в советских людях. Нам небезразлична судьба чилийских горняков, крестьян Никарагуа, афганских демократов, польских трудящихся. Мы солидарны с американскими борцами за свободу, узниками уругвайских тюрем, палестинскими федаинами, с людьми Запада, мучительно осмысливающими жизнь. Мы протягиваем руку братской помощи вьетнамским людям, афганским революционерам, кампучийским друзьям.

Нет, мы не вмешиваемся в дела других стран, но мы солидарны с теми, кто отстаивает свободу, независимость, свое право на жизнь. Когда «Комсомольская правда».опубликовала письмо молодых рабочих с протестом против заключения в тюрьму американских борцов за свободу, тысячи писем молодых людей пришли в Белый дом. Чиновники госдепартамента были встревожены: ведь нельзя же, везде разглагольствуя о демократии, отмахнуться от мнения нескольких сотен тысяч человек, заявить, что их письма – плод пропагандистской кампании. Тысячам, миллионам советских людей близки цели и смысл борьбы их сверстников, они сродственны идеям демократов, революционеров, коммунистов.

Этим самым я не хочу сказать, что взор молодого человека должен быть устремлен куда-то вдаль, в заморские страны. Нет, уметь увидеть горе ближнего, нужду соседа, радость друга – это тоже относится к разряду самых высоких чувств, которые необходимо уметь воспитать в себе, сделать их своей натурой. Надо наполнить свое сердце соучастием, состраданием, сопереживанием. Умей доверять людям и сам быть открытым их радостям и болям. И над всем этим чувство великой Родины, объединяющей, святой, высшей правды. И это единение с соратниками, чувство своей причастности к ближнему и дальнему приходит к человеку тогда, считает молодой поэт Николай Дмитриев, «когда твое дыхание слилось с натруженным дыханием страны».

Но это единение надо утверждать, за него надо бороться.

Есть люди, которые смотрят на мир как бы со стороны, не умея да и не желая разрешать конфликты, другие хотели бы лишь воспользоваться добротой и заботой ближних, не даруя им ничего взамен, третьи полностью предаются воле случая, пассивны – «все равно ничего не изменишь». У них чувство сопричастности не развито и даже отсутствует. Но им и не дано пережить счастье помощи людям, радость коллективного дела, сродственности и животворящей силы, скрепляющей идеи. Удивительно, но иногда самые позитивные явления и хорошие результаты при неумелом, неразумном отношении к ним превращаются в свою противоположность, начинают действовать в отрицательном плане.

Все больше хороших и красивых вещей появляется у нас в домах, все лучше одеваются советские девушки и юноши, все требовательнее их вкусы и запросы, растет общее благосостояние советских людей. Хорошо это или плохо? Ответ может быть один: отлично! Это важно для усиления творческого характера труда, для расцвета личности, для гармонического развития человека. Но здесь есть две стороны. Вторая может порождать потребительство, хищническое вещное сознание, корыстные устремления.

Ясно, что задача комсомола – решительно ставить заслон этой мещанской психологии, рвачеству и потребительству.

Не может, например, не беспокоить, что нередко среди учащейся молодежи растет культ «благ», одежды, комфорта, драгоценностей, когда великовозрастные белоручки появляются в школу разодетые, как заморские попугаи, и даже в сиянии золота и драгоценных украшений. Мы не выступаем против этого в принципе – одевайтесь, как считаете удобным и красивым. Но если молодой человек не сделал еще никаких трудовых усилий, не имеет специальности, не умеет трудиться, то пользование многими из этих благ неэтично, а часто и аморально.

Некоторые из юных начинают свысока относиться к своим сверстникам, а часто и к учителям, ибо те не имеют таких заработанных их родителями вещей. Комсомольские организации, школа, родители должны со всей решительностью объяснить молодым, в абсолютном своем большинстве неплохим ребятам, всю нескромность такого поведения. И не только объяснить, но всесторонне развенчивать пошлые, низменные, потребительские идеалы, противопоставляя им высшие ценности нашего общества.

Мы не можем проходить мимо всякого рода нарушений и даже преступлений, совершаемых на почве агрессивного потребительства, хищничества, захребетничества. Актуально было бы такое обращение: «Комсомолец, если с тобой рядом совершается расхищение социалистической собственности, спекуляция, воровство, – ты обязан немедленно вступить в борьбу с нарушителями».

Да, сопричастие нашему делу предполагает не только участие в творческой, созидательной работе, но и в разрушении козней старого мира, схватку с темными силами, борьбу с мраком и невежеством.

Комсомольские организации вправе потребовать и спросить со всех, кто не выполняет нормы нашей социалистической морали, кто начинает идти по пути стяжательства и паразитизма, кто сквозь пальцы смотрит на взяточничество, хищения, тунеядство, бесхозяйственность и расточительство.

Но не надо и переносить всю ответственность за неправильный поступок или равнодушие куда-то на внешние факторы. Молодые люди становятся нередко соучастниками нечистоплотных и даже преступных дел. И тут-то и должна сработать Личность, ее Воля, Характер, Знание. Должен сработать зрелый Коллектив, Верный Друг, Заботливая Семья. Но прежде всего Сам будь ответствен, сопричастен к своим поступкам, оценивай их, контролируй свои действия, умей душевно потрудиться. Уметь трудиться – это важнейшее качество человека. Трудиться физически, трудиться умственно, трудиться духовно. Не все это умеют, и нам не следует жалеть сил, чтобы научиться этому. В первые годы Советской власти приходилось искать новые формы трудового объединения людей, учить их как коллективному, так и индивидуальному мастерству. А мастерство – необходимое качество каждого Работника. В памятке «Как надо работать», вышедшей из-под пера ученого и поэта-большевика А. К. Гастева, которая одно время висела в кабинете Владимира Ильича Ленина, были строки, обращенные к молодым и не потерявшие значения до сегодняшнего дня:

«Если решил, действуй», «Не бери много, учти хорошенько то, что есть», «Не воображай себя организатором, прежде чем не наведешь чистоту», «Не хвали своего дела авансом», «Сначала сделай учет, потом разворачивайся», «Сначала пристальное внимание – потом действие!», «Прекратите работу «начерно», делайтесь артистами работы». Вот этот артистизм в деле, в работе, умение стать Мастером на любом участке труда и должно быть воспитано в человеке. Мастер – значит, сопричастен нашему Великому делу, Мастер – значит, нужен людям.

Сопричастность высокому предполагает духовное приобщение к народным сокровищам жизни. И это осмысление своего места в цепи истории, культуры, традиций народа обязательно для человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены