Сопричастность

Валерий Ганичев| опубликовано в номере №1333, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Был период, да и сейчас еще раздаются голоса, когда эту цепь считали обременительной, ее хотели разорвать, уничтожить как старое, отжившее наследие. После революции газета футуристов «Искусство коммуны» провозглашала: «В порядке крайней революционной спешности надо додушить гнилого последыша буржуазии – поганую культуру ее и создать неслыханно новую цивилизацию труда». Мотивы разрушения, голого отрицания всего предшествующего, нравственное разгильдяйство, конечно, чуждо новому обществу.

В. И. Ленин всерьез предостерег разрушителей, обратился к молодым с призывом овладеть запасом тех знаний, которое выработало человечество. К демократической культуре, уходящей корнями в толщу народной жизни, к демократическим традициям и должен приобщиться молодой человек. Это труд нелегкий, он не всегда приносит на первом этапе удовлетворение, но с каждой ступенькой вверх открываются все новые горизонты, все понятнее и ближе становится мир искусства, все больше сопричастен ты к нему. «Красота спасет мир», – писал Ф. М. Достоевский. И в этом смысле у молодого человека должна быть широкая сопричастность истинной красоте для ее постижения и воссоздания.

Возьмем, например, музыку, песню. Песня всегда была боевой спутницей комсомольцев, она объединяла их, скрепляла единой идеей борьбы, дружбы, любви. «Дан приказ ему на запад...», «Вставай, страна огромная», « Забота наша такая » – эти слова известны комсомольцам всех поколений, они объединяли людей, вдохновляли, делали их соратниками. Немало поется и ныне хороших песен. Но не может не беспокоить, что коллективная песня часто уступает место пассивному прослушиванию. Ребята сами поют редко. Нет сопричастия. Музыка и песня звучат в основном с эстрады, по радио, в дискотеке. Да нередко и звучание это только зарубежное. Даже на стадионе редко услышишь отечественную музыку, все больше какие-то тропические ритмы.

Песня – душа народа, а нередко это забывается, и звучат из микрофона безделушка и пошлость. У некоторых «делателей песни» существует даже формула: «Чем пошлее, тем башлее», – то есть больше денег, «башлей», по их выражению, они получают за массовое исполнение. Вот тут-то сопричастия не нужно, его добиваются.

Мало знают ребята и народных песен, да их толком никто и не учит.

Песня и музыка – нынче поле битвы за молодежь. Усилили свои попытки с помощью всякой поп-музыки, музыкальной продукции «.массовой культуры» воздействовать на молодое поколение социалистических стран различные центры буржуазной пропаганды. Они создают впечатление о надклассовости, беспартийности музыкального искусства, а за этими «теорийками» пытаются повлиять на сознание молодежи, отделить ее от многообразия прогрессивной музыкальной культуры, поставить заслон на пути к подлинным музыкальным ценностям, противопоставить вкусы старших поколений молодым. Приобщение к царству великой, подлинной (а не подделанной) музыки, народной, советской мелодичной песни есть тоже процесс сопричастия истинной культуре. Наши воспитательные усилия, идейная работа направлены на то, чтобы создать у молодых людей крепкую связь времен, воедино связать прошлое, настоящее, будущее. «Мы воспринимаем прошлое, – отмечал Л. И. Брежнев, – как богатейший резервуар опыта, как материал для раздумий, для критического анализа собственных решений и действий. Мы черпаем из прошлого вдохновение для нынешних и грядущих дел».

Мы немало сделали за последние годы, чтобы пробудить историческую память молодого поколения, воспитать молодых людей на лучших патриотических и революционных традициях нашего народа.

Поход по местам боевой славы, Вахты памяти, музеи и уголки славы, возведение памятников и обелисков героям Великой Отечественной, сбор материалов о героизме наших отцов – все это прочно вошло в арсенал патриотического воспитания молодых. Наши противники не раз пытались извратить прошлое нашего народа, посеять нигилизм среди молодежи, вбить клин между младшими и старшими поколениями, очернить достойную высокой песни историю нашего Отечества, нашей Революции, найти в залежалых отбросах каких-то отщепенцев, чтобы с их помощью опровергнуть реальность исторических фактов, развенчать конкретную практику социализма. Но, зная историческое прошлое, активно участвуя в делах сегодняшнего дня, молодой человек, по нашему убеждению, как никто другой должен быть устремлен в будущее. Для него будущее – это его цель, это его жизнь через многие годы, это и общественный идеал. И от того, каким представляет себе молодой человек будущее, как он сопричастен ему, как видит конкретные пути движения к цели, как готовит себя к их осуществлению, зависят его мироощущение, настроение, энергия, целеустремленность, оптимистическое, жизнеутверждающее начало в жизни человека.

Будущее – такое же гигантское поле битвы, как прошлое и настоящее.

В стремлении подбодрить потерявших уверенность в завтрашнем дне заправил Америки заявил о новой капиталистической эре президент США Рейган, предрекая, что коммунизму наступил конец. Предсказатели великой катастрофы, торжества дикости, неизбежности эксплуатации родятся в западном мире. За будущее борется и религия, обещая тем, кто будет послушно следовать ее канонам, «царство божье» на том свете. Мы отвергаем царство капитала на этом свете и не нуждаемся в «царстве божьем» завтра. Наша цель – бороться сегодня за высокий, вдохновляющий идеал коммунизма.

Яркое, образное представление о будущем, вера в высокие идеалы порождают великую энергию, стойкость и оптимизм, сопричастие нашему делу, устремленность вперед на творческие свершения. Это еще раз подтвердил XIX съезд Ленинского комсомола.

Тернист и сложен путь у тех, кто подставляет плечо под всечеловеческие заботы. Их груз нелегок, соленый пот застилает глаза, руки и плечи гудят от усталости, беспрестанно работает мысль. Но только по ним мы можем судить об истинных, настоящих людях нашего времени, это их шаг меряет история, только по их движению виден прогресс в мире, а их чувства и дела и определяют уровень современности, порождают надежду. Следуй им, молодой друг! Будь причастен ко всем радостям и болям нашего времени, неустанно борись за светлое будущее – коммунизм.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены