Солевары, меценаты, аристократы...

Светлана Бестужева-Лада|25 Сентября 2014, 11:50| опубликовано в номере №1797, июль 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

Российские династии

 И все это о роде Строгановых - единственной в своем роде династии российских предпринимателей. Еще в допетровскую эпоху, благодаря своему неслыханному богатству, будучи «подлого происхождения», Строгановы занимали почетное место среди самых влиятельных семей, приближенных к трону. Обладая огромными приграничными земельными наделами, фактически - форпостами на самой окраине Российского государства, Строгановы пользовались невероятным влиянием, сопоставимым с влиянием крупных феодалов в Европе. Позже, получив дворянские титулы, династия Строгановых значительно выделялась своими заслугами, которые многократно отмечались в жалованных грамотах и «милостивых рескриптах». Это была единственная династия, «выбившаяся в люди» до Петра Великого.

 А началось все с того, что разбогатевший поморский крестьянин Спиридон, современник Дмитрия Донского, получил право ведать сбором оброка в Сольвычегодском и Устюжском районах.

Его правнук Фёдор Лукич обосновался в Сольвычегодске, а его сын,  Аникей, в 1515 году занялся там солеваренным промыслом, приносившим неслыханные по тем временам прибыли. Это позволило ему периодически «кланяться» дорогими подарками и деньгами российским государям.

Получив разрешение от московского митрополита на строительство церквей в новых вотчинах и на право найма церковнослужителей, Аника Строганов до конца жизни занимался строительством и украшением церквей, приобретал церковную утварь, иконы в золотых и серебряных окладах, приглашал иконописцев.

Аникиев сын, Григорий, в 1558 году обратился к московскому царю с прошением:

«Ниже Великой Перми, по реке Каме, по обе ее стороны, до реки Чусовой лежат места пустые, леса черные, речки и озера дикие, острова и наволоки пустые, и всего пустого места здесь на сто сорок шесть верст; до сих пор на этом месте пашни не паханы, дворы не ставили, и в царскую казну пошлина никакая не бывала, и теперь эти земли не отданы никому, в писцовых книгах, в купчих и правежных не написаны ни у кого».

Такое прошение являлось бы неслыханной дерзостью для рядовых купцов, но не для богатых Строгановых. Кроме того, они обещали дешево поставлять в Московию крупные партии соли из новых, богатых рассолами пермских скважин. А соль в то время была чрезвычайно редким товаром на Руси, ее ввозили из европейских стран, как драгоценность.

Грамотой Ивана Грозного от 4 апреля того же года Григорию Строганову было пожаловано «для всего рода» право владения 3,5 млн десятин пустынных земель на Северо-Западном Урале по обе стороны Камы, от устья Лысьвы до реки Чусовой. Строгановы получили право заселять эти земли и в течение двадцати лет не платить государственных налогов и повинностей, строить города, иметь ратных людей, лить пушки. Никто другой тогда на севере такими правами не пользовался. Не разрешила Москва Строгановым только разработку медных, оловянных и серебряных руд. Но позднее, после 1572 года, они получили и это право.

Строгановы развивали в своих владениях земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города и крепости, с помощью своих военных дружин подавляли восстания местных народностей и присоединяли к России новые территории в Предуралье, на Урале и в Сибири. Именно Строгановы в 1581 году организовали знаменитый поход Ермака для покорения Сибири.

В начале XVII века Строгановы оказали большую денежную, продовольственную и военную помощь правительству царя Василия Шуйского (только деньгами - около 842 тысяч рублей), за что в 1610 году получили звание «именитых людей» (то есть право писаться не только по имени и фамилии, но и по отчеству). Тем самым они окончательно порвали с «подлым сословием», поскольку «именитых» в России того времени можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Кстати, некоторые из Строгановых отрицали свое аристократическое происхождение, которое им пытались приписать, выводя родословную от некоего татарского хана. Большой знаток истории и археологии граф Сергей Григорьевич Строганов писал историку Колмакову:

«С чего это ваш Устрялов вздумал придавать фамилии Строгановых значение феодальных баронов? Ничего подобного не было. Напротив, Строгановы были люди русского происхождения, посвятившие себя промыслам, сначала соляному, а потом железному и вообще рудному… И теперь в Вологодской губернии, откуда собственно и вышли Строгановы, есть люди, носящие также фамилию Строгановых и не менее древнего происхождения, как и я сам, с ними я лично знаком и считаю свое происхождение, а равно и их, от одних и тех же родоначальников».

Всеобщая смута, охватившая Русское государство в начале XVII века, и польско-шведская интервенция не поколебали положения Строгановых и не затронули сколько-нибудь серьезно строгановские вотчины в Пермском крае. Наоборот, в обстановке кризиса власти пермские вотчины продолжали хозяйственно крепнуть и территориально расти.

18 июня 1605 года в Сольвычегодск была доставлена грамота Лжедмитрия I с объявлением о его вступлении во власть. Все население было приведено к присяге. Безропотно присягнули и Строгановы.

Они выжидали и старались не дать втянуть себя в разлившуюся по стране смуту, в надежде как-нибудь отсидеться в своих поместьях за крепкими стенами. Лишь приближение вражеских отрядов к границам сольвычегодской вотчины заставило их, наконец, подняться на борьбу. Правда, выражалась она, в основном, в финансовой поддержке правительства Шуйского. Начиная с 1608 года и до избрания на престол новой династии – Романовых – Строгановы «одолжили» казне астрономические по тем временам суммы денег, не считая мехов и драгоценной утвари.

И при новой династии Строгановы продолжали широко финансировать правительство, которое при исчислении сумм экстренных налогов на богачей определило финансовую мощь дома Строгановых примерно в одну пятую денежных средств от всех крупных владельцев. К тому же они приобрели громадное влияние и исключительное положение не только в торговом мире, но и в высших кругах государства. Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева, жена Михаила Федоровича Романова, оказалась дальней родственницей Строгановых. Посему Строгановы пользовались большим почетом при дворе. Они стали вхожи в хоромы главы правительства патриарха Филарета, который имел прочные связи с торговой средой, «бывали в тесном кругу приближенных и на торжественных обедах у Филарета». При царе Алексее Михайловиче они также пользовались уважением при патриаршем дворе. Запись в Хрониках 1667 года гласит:

«Обед у Патриарха был в Крестовой палате, в кривом столе с боярами сидели именитые люди Строгановы – Дмитрий и Данило».

О богатстве Строгановых слагались легенды и поговорки: «Богаче Строгановых не будешь», «Не тряси берегом – Строганов соль весит». По донесению Петру I начальника уральских горных заводов Геннина, в начале XVIII века «прежде сего жили они, как Танталус, все в золоте и огорожены золотом». Породниться с богатейшими уральскими «володетелями» считали за честь многие знатные семейства.

Во времена Петра I ими было пожертвовано государю несколько сотен тысяч рублей, сумма по тем временам запредельная. В ходе Северной войны 1700-1721 годов Строгановы основали ряд железоделательных и других заводов на Урале. У рода появилось множество привилегий: в частности, в 1722 году они были возведены в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги предков». До этого баронский титул в России получили лишь А. Остерман и П. Шафиров, немец и еврей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Та, которая вылепила свою жизнь

1 июля 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина