Та, которая вылепила свою жизнь

Евгения Гордиенко|01 Июля 2015, 14:32| опубликовано в номере №1797, июль 2014
Мухина
  • В закладки
  • Вставить в блог

1 июля 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина

Все начиналось хорошо. В богатой купеческой семье Игнатия Мухина подрастали две дочери – старшая Мария и младшая Вера. Дом – родовое имение под Ригой, поместье в Курске, знатное дело: торговля пшеницей, пенькой и льном.  Даже ранняя смерть матери девочек от чахотки не смогла изменить того, что росли сестры в атмосфере всеобщей любви. Отец был меценатом, покровительствовал искусствам, поэтому Вера и Мария всегда находились в окружении прекрасного… Но счастливая жизнь, вместе со всей страной, стала потихоньку давать крен, когда умер отец. Вере тогда было четырнадцать. Заботу о сестрах взяли на себя курские родственники, и в Курске девушки блистали. Сестры Мухины считались украшением любого курского бала, любого общества. А то, что отец оставил им приличный капитал, делало их еще и очень желанными невестами.

 Однако вскоре сестры решили перебраться в Москву. И тут уже каждая выбирала свою дорогу. Вере по душе была живопись, которой она и занялась в мастерской К.Ф.Юона, но в скором времени поняла, что больше, чем рисунок, ей интересна скульптура, объем. Она нашла маленькую студию на Арбате, которой владела скульптор-самоучка Н.А. Синицына. Здесь не было учителей, как таковых, – ставилась модель, и каждый лепил, как умел. Все спорилось в руках молодой девушки, все получалось, ее даже заметил преподаватель Строгановки Андреев, автор памятника Гоголю. Он часто приходил в мастерскую Синицыной – выискивать не открытые еще таланты.

Но неожиданно жизнь богатой, талантливой, молодой и красивой девушки сделала крутой поворот.

На Рождество она отправилась к родственникам в Кочаны. Среди зимних развлечений были и катания на санях. Но сани, в которых сидела Вера, вдруг занесло, и они на полном ходу врезались в дерево.

Чудо, что девушка осталась жива, но ее прекрасное лицо было безвозвратно, как тогда казалось, испорчено: губу зажало между зубами, а на месте носа остался провал...

За 18 дней в уездной больнице Вера перенесла 9 операций. К ее возвращению родные убрали из дома все зеркала: они боялись, что девушка, увидев свое лицо, покончит с собой.

Но не такова была Вера. Прежде всего, она нашла себе зеркало: смотрелась в отполированные ножницы. Во-вторых, решила, что отныне изменит свою жизнь, и займется творчеством по-настоящему.

Вернувшись в Москву, Вера не пошла вновь в мастерскую – не хотела, чтобы старые знакомые видели ее со шрамами на лице. Вместо этого она «выбила» у родственников разрешение (и средства) на то, чтобы отправиться в Париж – учиться скульптуре. Прежде ее туда не пускали – что приличной девушке из приличной семьи делать в Париже?! Но теперь, когда Вера вызывала у родных жалость, они согласились. К тому же был шанс, что помимо французских скульпторов, девушка будет посещать и французских врачей, которые, возможно, смогут что-то сделать с ее лицом.

Отчасти им это удалось: они вылепили будущему скульптору Вере Мухиной новое лицо. Но вместе с этим новым лицом Вера стала и новым человеком: более жестким, более целеустремленным. Она решила заниматься исключительно творчеством и мысленно поставила крест на своей личной жизни.

Как оказалось, зря.

Едва поступив в мастерскую французского скульптора Бурделя, Вера безоглядно влюбилась в Александра Вертепова, скрывавшегося  в Париже от полиции – еще в 1905 году он совершил убийство генерала Карангозова.

Вера считала, что с ее внешностью шансов у красавца Вертепова у нее нет. Но думала также, что, если она станет лучшей у Бурделя, то «террорист» обратит на нее внимание,  и работала, не жалея ни сил, ни времени.

Сложился ли роман с Вертеповым, доподлинно неизвестно. Вера по окончании учебы уехала в Москву, Вертепов остался в Париже. Но они долгое время переписывались – до самой смерти Вертепова, который вступил в Иностранный легион и погиб на полях Первой мировой… Вера всегда вспоминала его – свою первую любовь – с большой нежностью.

Возвращение в Москву не принесло ей желаемой творческой реализации. Но виновата в этом была война…

Вера поступила в военный госпиталь – волонтером в инфекционное отделение. Она, как всегда, не выбирала легкого пути. Бралась за самую грязную работу, подолгу сидела с ранеными. Несколько дней провела у постели больного тифом хирурга Алексея Замкова. И снова влюбилась…

Перенеся тяжелую болезнь, он стал поправляться, и первое, что сделал, - подарил Вере цветы. После выписки из больницы Замков перевез свои вещи к Вере, и, хоть и невенчаные, они стали считать друг друга мужем и женой.

У Замкова тоже была любопытная биография: родившись в очень бедной деревенской семье, он одним лишь усилием воли и целеустремленностью сумел сдать экзамены за гимназический курс (то, что гимназисты учили 8 лет, Замков освоил за 2), а после поступил на медицинский факультет, откуда ушел на фронт.

Он был прирожденным врачом, изобретателем, исследователем. Достаточно сказать, что изобретенное им лекарство «гравидан» считалось в те времена (правда, недолго) едва ли не панацеей. Его принимали многие видные партийные деятели, и, казалось, Замкову уготована сказочная и богатая жизнь… Но завистливые коллеги написали статью, где доктора Замкова объявили знахарем и шарлатаном… Вскоре после выхода статьи его уволили из института.

А Вера Мухина как раз в это время уже начинала приобретать известность.

Первой известной ее скульптурной работой стала «Крестьянка», выполненная в 1926 году. За год до этого в Париже Мухина получила Гран-при за наряды из ситца, сукна и соломки, сделанные в соавторстве с бывшей «портнихой императорского двора» Надеждой Ламановой. Но до главного триумфа – в том же Париже - оставалось еще несколько лет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Писатель, актер, режиссер...

25 июля 1929 года родился Василий Макарович Шукшин

История ЭВМ

19 июня 1623 родился Блез Паскаль

Молодой Крылов

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов