1 июля 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина
Все начиналось хорошо. В богатой купеческой семье Игнатия Мухина подрастали две дочери – старшая Мария и младшая Вера. Дом – родовое имение под Ригой, поместье в Курске, знатное дело: торговля пшеницей, пенькой и льном. Даже ранняя смерть матери девочек от чахотки не смогла изменить того, что росли сестры в атмосфере всеобщей любви. Отец был меценатом, покровительствовал искусствам, поэтому Вера и Мария всегда находились в окружении прекрасного… Но счастливая жизнь, вместе со всей страной, стала потихоньку давать крен, когда умер отец. Вере тогда было четырнадцать. Заботу о сестрах взяли на себя курские родственники, и в Курске девушки блистали. Сестры Мухины считались украшением любого курского бала, любого общества. А то, что отец оставил им приличный капитал, делало их еще и очень желанными невестами.
Однако вскоре сестры решили перебраться в Москву. И тут уже каждая выбирала свою дорогу. Вере по душе была живопись, которой она и занялась в мастерской К.Ф.Юона, но в скором времени поняла, что больше, чем рисунок, ей интересна скульптура, объем. Она нашла маленькую студию на Арбате, которой владела скульптор-самоучка Н.А. Синицына. Здесь не было учителей, как таковых, – ставилась модель, и каждый лепил, как умел. Все спорилось в руках молодой девушки, все получалось, ее даже заметил преподаватель Строгановки Андреев, автор памятника Гоголю. Он часто приходил в мастерскую Синицыной – выискивать не открытые еще таланты.
Но неожиданно жизнь богатой, талантливой, молодой и красивой девушки сделала крутой поворот.
На Рождество она отправилась к родственникам в Кочаны. Среди зимних развлечений были и катания на санях. Но сани, в которых сидела Вера, вдруг занесло, и они на полном ходу врезались в дерево.
Чудо, что девушка осталась жива, но ее прекрасное лицо было безвозвратно, как тогда казалось, испорчено: губу зажало между зубами, а на месте носа остался провал...
За 18 дней в уездной больнице Вера перенесла 9 операций. К ее возвращению родные убрали из дома все зеркала: они боялись, что девушка, увидев свое лицо, покончит с собой.
Но не такова была Вера. Прежде всего, она нашла себе зеркало: смотрелась в отполированные ножницы. Во-вторых, решила, что отныне изменит свою жизнь, и займется творчеством по-настоящему.
Вернувшись в Москву, Вера не пошла вновь в мастерскую – не хотела, чтобы старые знакомые видели ее со шрамами на лице. Вместо этого она «выбила» у родственников разрешение (и средства) на то, чтобы отправиться в Париж – учиться скульптуре. Прежде ее туда не пускали – что приличной девушке из приличной семьи делать в Париже?! Но теперь, когда Вера вызывала у родных жалость, они согласились. К тому же был шанс, что помимо французских скульпторов, девушка будет посещать и французских врачей, которые, возможно, смогут что-то сделать с ее лицом.
Отчасти им это удалось: они вылепили будущему скульптору Вере Мухиной новое лицо. Но вместе с этим новым лицом Вера стала и новым человеком: более жестким, более целеустремленным. Она решила заниматься исключительно творчеством и мысленно поставила крест на своей личной жизни.
Как оказалось, зря.
Едва поступив в мастерскую французского скульптора Бурделя, Вера безоглядно влюбилась в Александра Вертепова, скрывавшегося в Париже от полиции – еще в 1905 году он совершил убийство генерала Карангозова.
Вера считала, что с ее внешностью шансов у красавца Вертепова у нее нет. Но думала также, что, если она станет лучшей у Бурделя, то «террорист» обратит на нее внимание, и работала, не жалея ни сил, ни времени.
Сложился ли роман с Вертеповым, доподлинно неизвестно. Вера по окончании учебы уехала в Москву, Вертепов остался в Париже. Но они долгое время переписывались – до самой смерти Вертепова, который вступил в Иностранный легион и погиб на полях Первой мировой… Вера всегда вспоминала его – свою первую любовь – с большой нежностью.
Возвращение в Москву не принесло ей желаемой творческой реализации. Но виновата в этом была война…
Вера поступила в военный госпиталь – волонтером в инфекционное отделение. Она, как всегда, не выбирала легкого пути. Бралась за самую грязную работу, подолгу сидела с ранеными. Несколько дней провела у постели больного тифом хирурга Алексея Замкова. И снова влюбилась…
Перенеся тяжелую болезнь, он стал поправляться, и первое, что сделал, - подарил Вере цветы. После выписки из больницы Замков перевез свои вещи к Вере, и, хоть и невенчаные, они стали считать друг друга мужем и женой.
У Замкова тоже была любопытная биография: родившись в очень бедной деревенской семье, он одним лишь усилием воли и целеустремленностью сумел сдать экзамены за гимназический курс (то, что гимназисты учили 8 лет, Замков освоил за 2), а после поступил на медицинский факультет, откуда ушел на фронт.
Он был прирожденным врачом, изобретателем, исследователем. Достаточно сказать, что изобретенное им лекарство «гравидан» считалось в те времена (правда, недолго) едва ли не панацеей. Его принимали многие видные партийные деятели, и, казалось, Замкову уготована сказочная и богатая жизнь… Но завистливые коллеги написали статью, где доктора Замкова объявили знахарем и шарлатаном… Вскоре после выхода статьи его уволили из института.
А Вера Мухина как раз в это время уже начинала приобретать известность.
Первой известной ее скульптурной работой стала «Крестьянка», выполненная в 1926 году. За год до этого в Париже Мухина получила Гран-при за наряды из ситца, сукна и соломки, сделанные в соавторстве с бывшей «портнихой императорского двора» Надеждой Ламановой. Но до главного триумфа – в том же Париже - оставалось еще несколько лет.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
18 марта - День Парижской коммуны
16 июля 1872 года родился Роальд Руал Амундсен
2 июня 1743 года родился Алессандро Калиостро