Символ русского предпринимательства

Светлана Бестужева-Лада|25 Сентября 2014, 13:30| опубликовано в номере №1800, октябрь 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

Российские династии

Фамилия Морозовых со временем стала почти что нарицательной – такой огромный вклад внесли представители этой династии в развитие промышленности, финансовой сферы, науки, образования, культуры, здравоохранения и духовного потенциала России.

Хотя сам термин «предприниматель» появился лишь в XVIII веке во Франции и обозначал человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу, история русского предпринимательства исчисляется практически тысячелетием. Его юбилей можно было бы отмечать вместе с тысячелетием России, настолько неразрывно связаны друг с другом эти понятия.

На протяжении многих веков русское государство осваивало обширные территории благодаря тому, что опиралось на предпринимательство и частную инициативу. То есть параллельно с политическим освоением шло освоение экономическое, которое обеспечивалось тяжелым и самоотверженным трудом предпринимателей, далеко не всегда поддерживаемых государством.

История династии Морозовых – ярчайшее тому подтверждение.

Символом русского предпринимательства XIX века стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальником знаменитой династии был крепостной крестьянин Московской губернии Савва Васильевич Морозов, который родился в 1770 году в семье старообрядцев. В детстве он помогал отцу вести хозяйство, но быстро понял, что небольшой клочок обрабатываемой земли может только прокормить семью, не более того.

Труд в православной этике русского человека - безусловная добродетель, и такое отношение к своему труду было характерно для многих русских предпринимателей, прежде всего и особенно – для старообрядцев, которые в значительной степени сумели сохранить старорусские идеалы и традиции. Савва Морозов блестяще доказал это всей своей жизнью.

Еще подростком Савва стал заниматься шелкоткацким делом, нанявшись ткачом на небольшую шелковую фабрику Кононова, получая по 5 рублей ассигнациями в год и будучи на хозяйских харчах. Когда на Морозова выпал жребий идти в солдаты, он откупился от воинской повинности, взяв у хозяина крупную сумму денег взаймы.  Кононов хотел таким образом пожизненно закабалить хорошего работника, но тот привлек к ткачеству всю семью, перешел на сдельную оплату труда и… выплатил долг за два года.

Воодушевленный достигнутым результатом, Савва в 1797 году завел в родном селе Зуево собственное предприятие с первоначальным капиталом в пять (!) рублей. Пятнадцать лет дело развивалось, но развивалось чрезвычайно медленно. К тому же великий московский пожар 1812 года уничтожил всю столичную ткацкую промышленность.

Но сразу после войны возник огромный спрос на льняные и хлопчатобумажные изделия, миткаль и ситец, и предприятие Морозовых стало быстро богатеть. Дело постепенно расширилось и пошло так хорошо, что в начале 1820-х годов  Савва Васильевич купил у своего хозяина - помещика Рюмина – вольную для себя и своей семьи за  17 тысяч рублей единовременно (огромные деньги по тем временам). К тому времени на Морозовском предприятии уже работало 40 человек.

Чудо? Вовсе нет. В России издавна существовала группа энергичных предпринимателей-старообрядцев, у которых было в обычае помогать друг другу. Более того, поступавшие на их предприятия крестьяне, став рабочими, также принимали старообрядчество,  потому что за это им полагался льготный заем для быстрого выхода из крепостного состояния и для покупки квитанций, избавляющих от рекрутчины. Морозов в этом плане исключение – ему денег на откуп от армии дал хозяин.

В 1830 году, вернув долги, Морозов основал в городе Богородске небольшую Богородско-Глуховскую хлопчатобумажную мануфактуру. Через несколько лет – в  1838 году -  открылась одна из крупнейших в России по размерам Никольская механическая ткацкая фабрика, которая размещалась в большом многоэтажном каменном корпусе. Через девять лет рядом был выстроен огромный прядильный корпус.

В 1850 году, уже в очень преклонном возрасте, Савва Васильевич отошел от дел, передав управление сыновьям. Умер он в 1860 году.

У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар, Абрам и Иван. О судьбе последнего известно немного, а первые четыре явились создателями четырех главных Морозовских мануфактур и основателями четырех ветвей рода Морозовых. Семейного предприятия не было, каждая ветвь по-своему управляла собственной мануфактурой. В результате перед революцией 1917 года общий капитал всех семей Морозовых составлял более 110 миллионов рублей, а на их предприятиях трудилось около 54 тысяч рабочих.

Самая первая – Богородская мануфактура – перешла к третьему сыну, Захару. Постепенно расширяя дело, он построил механическую ткацкую фабрику, а позже утвердил паевое товарищество «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры». После его смерти в 1857 году всеми делами заведовали его сыновья, Андрей и Иван Захаровичи, при которых дело еще больше расширилось и расцвело. А потомки Абрама стали хозяевами Тверской мануфактуры.

Время для предпринимательской деятельности в России было самым подходящим. Страна располагала значительным резервом внутренних средств, чтобы вкладывать их при необходимости в промышленность. Начиная с 1876 года, вплоть до 1913 года, Россия имела непрерывный активный баланс. По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда она вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся Соединенные Штаты. За 1880-1910 годы темпы роста промышленной продукции России превышали 9% в год.

Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие к будущем большой урожай. На основе анализа динамики развития России французский экономист Э. Тэри уверенно предсказывал:

«К середине текущего XX века Россия будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Не сложилось… Первая мировая война, революции, гражданская война… Но в любом случае довоенную Россию пора уже, наконец, перестать считать отсталой, нищей и полуграмотной страной, уступающей по всем показателям остальному «цивилизованному миру».

Успешнее остальных братьев оказался Тимофей Саввич, основавший сперва фирму «Товарный дом Саввы Морозова сын и К°», а в 1873 году учредивший паевое товарищество под тем же названием. Контора Товарищества находилась в Твери, но основные усилия прилагались к развитию и модернизации Зуевской фабрики, находившейся в селе Никольском (ныне – город Орехово-Зуево).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены