Шота Руставели

А Кипренский| опубликовано в номере №271, июль 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поэма Руставели «Носящий барсову шкуру» относится к числу величайших памятников мировой литературы. Ее можно поставить рядом с такими произведениями классического эпоса, как «Шах-Намэ» персидского поэта Фердоуси, как «Песнь о Роланде» и другие. Народные песнопевцы Грузии - сазандары - распевают сказания на темы знаменитой поэмы. Отдельные строки ее превратились в народные пословицы.

(И не даром советская Грузия усиленно готовится к юбилею Руставели, со дня рождения которого в 1937 году исполняется 750 лет. Вместе с Грузией к юбилею поэта готовятся братские народы всего Советского союза.

Родился Руставели в последнюю четверть XII века. Его имя - Шота - сокращенное от Ашота. Оно не христианского происхождения, его нет в христианских святцах. Происходит оно, по всей вероятности, от наименования изваяния Армаза, т.е. Агурамазды, персидского солнечного бога. Руставели же происходит от названия селения Рустави (около Ахалцыха), где родился поэт.

Предание говорит, что Руставели был сиротой. Воспитывал его дядя - монах. После первоначального обучения в приходской школе он был послан для завершения образования в столицу Греции - Афины.

Поэма Руставели носит явные следы греческого влияния. Руставели был знаком с поэмами Гомера и с философией Платона. В его поэме есть цитаты из произведений этих великих греков. О знании им риторики, и поэтики - двух важнейших предметов древнегреческого преподавания - свидетельствует непревзойденное мастерство формы поэмы, «пленительная сладость» музыкально разнообразного и ритмически выразительного стиха.

Есть сведения, что после Греции он побывал и в Иерусалиме. Затем вернулся в Грузию. Здесь он попал к блестящему двору могущественной и красивой царицы Тамар, имя которой также окружено легендами. Он был ее приближенным и казнохранителем. Это подтверждается подписью Руставели на одном из официальных актов того времени.

Эпоха царицы Тамар (1184 - 1212) - эпоха подъема грузинского царства. Освободившись от своих завоевателей (арабов и турок), оно добилось на основе феодальных отношений государственной самостоятельности. Выросла культура.

Образ Тамар возвеличивался и восхвалялся многочисленными поэтами. Для них она была «солнце незаходящей красоты», «ларец познаний», «милосердье и смиренье» и «упоенье глазам». Тысячи пышных эпитетов восточной поэзии расточали они той, которая «победителей сразила», «из края в край идя с победой»...

Руставели также писал хвалебные оды в честь прославленной царицы. И близость к ней - близость по должности - не прошла для него даром.

Народная молва приписывает ему безнадежную любовь к Тамар. По одной версии, безнадежная любовь заставила его удалиться в Иерусалим, где он кончил жизнь в мрачной и сырой монастырской келье.

Другая легенда также связывает возникновение поэмы и смерть Руставели с любовью к царице, но рассказывает об этом иначе. По этой легенде, Руставели, влюбленный в царицу, женился на некоей Нине. Однако вскоре после свадьбы он получил от дамы «идеального поклонения» предписание - перевести на грузинский язык литературный подарок, поднесенный ей побежденным персидским шахом. Руставели блестяще выполнил приказание: этот литературный подарок и есть его поэма «Носящий барсову шкуру». Через неделю был найден обезглавленный труп поэта, подарившего Грузии гениальное творение.

Третья легенда о Руставели - поэте и рыцаре - говорит так:

Руставели окончил свою поэму. В ознаменование этого события был устроен блестящий турнир. В нем приняли участие храбрейшие воины, лучшие наездники, музыканты и поэты. На турнире присутствовала и царица Тамар, окруженная свитой кавалеров и дам.

Героем праздника был /Руставели. Он обнаружил все свои несравненные качества: происходит ли джигитовка - Руставели оказывается лучшим наездником; проводится ли состязание в игре на тари - Руставели и здесь победитель.

После раздачи первых наград царица приказала вестникам объявить, что последнюю и самую дорогую награду - золотой венец - получит тот, кто пронзит стрелой яблоко, которое она будет держать в своей руке. Пронесся ропот, вызванный опасением, что неверно пущенная стрела может ранить или даже убить царицу. Лучшие стрелки из лука, посовещавшись, пали перед ней на колени, прося ее не подвергать себя опасности и отменить состязание или простить им, если они откажутся от участия в нем.

На все это царица улыбаясь отвечала: «Тут нет никакого дерзания, никакой опасности. При умении и желании задачу легко выполнить». Стрелки по-прежнему просили отменить состязание. И тогда выступил вперед Руставели и сказал: «Возьми, государыня, в руку твое яблоко: я решаюсь пронзить его моей стрелой».

Подойдя к царице, он левой рукой придержал яблоко, а правой воткнул в него стрелу и пронзил насквозь. Царица выпустила яблоко из рук, и Руставели высоко поднял его на своей стреле. Только тогда все поняли, что царица задала загадку, которую Руставели умно и быстро разгадал.

У Руставели было высокое представление о назначении поэта. Поэзия для него - прежде всего «отрасль мудрости». Обширную мысль она позволяет заключить в краткую речь - вот почему поэзия прекрасна. Но вместе с тем поэзия требует величественного содержания, монументальной формы. «Мелкие и несовершенные стихотворения - удел поэтов, бессильных отлить мысли, пронизывающие сердце, в совершенные формы. Я уподоблю такое стихотворение жалкому луку молодых охотников: крупного зверя им не положить - они могут бить лишь мелкую дичину», - говорит Руставели.

В его поэме шесть тысяч строк. Начинается она со сцены пира при дворе царя Аравии - Ростевана, который, чувствуя приближение смерти, передает царскую власть своей дочери Тинатин.

В первом сказе (главы поэмы называются сказами) Руставели блестяще описывает быт восточных царей. Пышность пира, охота, состязание в стрельбе из лука - все это служит поэту материалом для ряда поэтических картин. Здесь же мы узнаем о любви молодого витязя Автандила (побеждающего старого царя в стрельб» из лука) к новой молодой царице Тинатин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены