Рассказ
Эту дверь с табличкой «Канцелярия заставы» без стука открывать нельзя. Порядок есть порядок. Но сегодня сержант Грачев мог и пренебречь им: он знал, зачем его вызывает начальник, и приготовился к длинному разговору. Но капитан Ремизов начал с другого.
- Так вот, пришел приказ о твоем награждении третьим значком «Отличный пограничник», - весело сказал он и вынул из папки бумагу с приказом.
Как положено в таких случаях, Грачев встал и щелкнул каблуками:
- Служу Советскому Союзу!
- Ладно, ладно, сиди уж! - махнул рукой Ремизов.
Грачев самодовольно улыбнулся. Третьим значком его наградили за то, что месяц назад он задержал третьего нарушителя границы. Он преследовал его двое суток по степи и барханам, а потом следы нырнули в камыши, к озеру... Еще никто на заставе не носил сразу трех значков. Капитан знал, с чего начинать. Только напрасные надежды! Вот уж несколько дней по заставе ходили слухи, что в связи с демобилизацией Грачеву предложат остаться на сверхсрочную службу, но он твердо решил, что не останется, и сейчас прямо сказал об этом капитану.
- Здесь ты, как рыба в воде, а что будешь делать на гражданке? Ни специальности, ни родного дома, куда бы поехать... У тебя же врожденный талант следопыта, а ты...
Ремизов знал, по какой струнке бить. Грачев и сам был уверен, что у него талант, и ему было приятно слушать похвалу начальника. Но вслух он сказал совсем другое:
- Так уж и талант, скажете тоже...
И упрямо повторил, что на сверхсрочную не останется.
Ремизов удивленно и сердито взглянул на него.
- Ну, хоть разъясни все-таки, почему не хочешь остаться!
- А почему я должен обязательно остаться? Живут же люди на гражданке. Сами читали нам письма сержанта Ибраева...
Не было у Грачева ближе дружка, чем командир второго отделения Нурпеис Ибраев, лихой конник и веселый, горячий парень. В каждом письме он звал его к себе на целину, в совхоз «Степной», расписывал свое райское житье - бытье.
- Так ведь у сержанта Ибраева специальность шофера уже до армии была! А у вас за плечами что? - запальчиво возразил Ремизов, переходя на «вы». - Восемь классов, ученик - наборщик, потом граница. Только в столовой и научились отличать: это гречка, а это перловка... Что вы в совхозе делать будете?
- Умелый боец - везде молодец, - улыбнулся Грачев. - Не пропаду!
По правде говоря, ему хотелось, чтобы начальник заставы упрашивал его подольше, поубедительнее: он и сам толком не понимал, почему так упорно не соглашался остаться на границе. Может быть, потому, что тешила тщеславная мысль: в совхозе его встретят с почетом и уважением.
И что раздумывать? Решено - и точка!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.