Основы «гуманитарного» дизайна – максимальная польза, дешевизна, простота конструкции и экономия ресурсов при сборке
Иллюстрации: Мария Комарова |
Все началось с консервной банки. Стараниями американского дизайнера Виктора Папанека она превратилась в радиоприемник для беднейшего населения Африки. После этого функциональный дизайн стал для Папанека делом всей жизни. Он призывал дизайнеров мира не создавать дорогих и бесполезных предметов, а сосредоточиться на тех, кому не хватает чистой воды и электроэнергии.
У большинства современных дизайнеров эта идея вызывает отторжение и скепсис. Уж больно вещи получаются некрасивые. В то же время функциональный дизайн прижился и в Африке, и в Азии, и в Полинезии, не говоря уж об СССР. Городские и деревенские жители, стремясь выжить в условиях дефицита, создавали из подручных средств простые и вполне полезные предметы быта. Правда, у них это получалось само собой, без всякого Папанека.
– Во времена дефицита я создавал дизайн для выживания в нашей стране. Если ты хочешь сделать какой-нибудь шкаф у себя дома, идешь ночью на стройку и тащишь оттуда доски, брусья. Без клея и гвоздей я себе стеллаж сделал. В 1991 году я руководил студенческим кружком ТАФ (Театр архитектурной формы). Для Института технической эстетики мы делали научную работу в духе дизайна для выживания. Там были настольная лампа, бра – и все из мусора: водопроводных труб, вентилей, кранов. Это была cвободная от промышленности технология.
– Раньше была телепрограмма «Это вы можете». Там собирались cоветские «самодельщики», которые придумывали разные картофелечистки и чистки для яблок. Люди были вынуждены придумывать вещи, которых просто не было на рынке. А вообще, разговоры «давайте сделаем из банки радио, а из шин – детскую площадку» в нашей стране с советских времен имеют глубокие корни.
– В России есть слои населения, которые не обеспечены продукцией. Это инвалиды, пожилые люди, дети и даже левши. Дизайнеры задумываются над проблемами перечисленных категорий людей и населения третьих стран, а область дизайна, занятая решением этих проблем, выделилась в отдельное направление inclusive design. Но вещи для стран третьего мира сейчас трудно найти в пучине коммерческого дизайна. Концепты и проекты, решающие cоциальные и энергетические проблемы, часто не реализованы, и их можно чаще всего увидеть на иностранных конкурсах.
Что касается нас, то мы целиком разделяем идеи Виктора Папанека. И считаем Россию, безусловно, развивающейся страной. А потому без ложного стыда предлагаем вам самим выбрать из представленных предметов три самых необходимых для радикальной модернизации нашей родины. После этого пришлите нам в редакцию краткое обоснование и ждите. Вам позвонят.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Евгений Крузенштерн – о корпоративных конкурсах
Московские учителя – о секретах профессии
Небольшая китайская свадьба на берегу Желтого моря