Диzaйн как игра

Мария Шония| опубликовано в номере №1734, апрель 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему вещи из дешевых материалов считаются венцом моды

Так было не всегда. Главное мерило, которому каждая вещь должна была соответствовать – «польза, прочность, красота» – оставалось неизменным со времен Витрувия вплоть до новейшего времени. Но требования к каждой из трех составляющих претерпели существенные изменения. Появились и новые материалы, и новые функции. В дизайн пришли такие элементы, как игра, ирония, юмор, а стремление потребителей соответствовать общепринятому сменилось желанием выделиться из окружения.

Первым статус-кво нарушил великий провокатор Сальвадор Дали. Созданные им интерьерные предметы, вроде кушетки «губы Мей Вест», остались, правда, сугубо выставочными объектами, но лед тронулся!

Большинство именитых мастеров современного дизайна признаются, что относятся к работе, как к увлекательной игре, от которой получают удовольствие в процессе и удовлетворение в результате. Неудивительно, что лучшие образцы предметного дизайна оставляют впечатление моцартовской легкости и поражают свободой авторской фантазии. Вместо того, чтобы служить своему прямому предназначению – приносить пользу – они становятся экспонатами музеев и предметом коллекционирования, то есть переходят в разряд «бесполезных» произведений искусства.

Стильный пластик

Один из наиболее ярких представителей современного дизайна, Филипп Старк, которого часто называют «дизайнером номер один», любит повторять, что главное назначение вещи – радовать глаз. Старк совершил своего рода революцию в дизайне, выделив в отдельную категорию эмоциональную составляющую предметов и придав дизайну игровую сущность.

Он вполне может, например, позволить себе создать соковыжималку, малопригодную для использования по прямому предназначению. Но зато это будет настоящий арт-объект, созерцание которого – прекрасный повод поразмышлять, скажем, о природе красоты.

Показательна в этом смысле широко известная модель высокого табурета W.W. Stool, отлитого из алюминия, который Старк сделал по заказу режиссера Вима Вендерса (отсюда W.W. в названии). Фантастический скульптурный объект рассчитан, похоже, на анатомию жителей иных галактик, но в элегантности этому предмету не откажешь. Модель была создана в 1991 году, но ее до сих пор продолжают производить небольшими партиями. Всегда есть люди, для которых эстетика важна сама по себе и которые предпочтут стоять рядом с красивым табуретом, нежели покупать модель исключительно функциональную, но «без идеи».

Для своего собственного мебельного бренда XO Старк создал модель Brouette, которая представляет собой некий гибрид кресла и ручной тележки. Вряд ли такое кресло достаточно устойчиво, зато у него есть бонусная функция – надоевшего собеседника можно откатить куда подальше. Среди недавних новинок – кресло Moore, созданное для компании Driade. По форме оно напоминает перевернутую шляпу Карандаша. Старку, похоже, удалось придать креслу «глубину», которой раньше изделия подобного рода не достигали: пятая точка будет утопать в кресле настолько, что колени окажутся где-то на уровне головы.

Еще одной отличительной чертой французского дизайнера является стремление делать свое творчество доступным широкому кругу потребителей, в связи с чем любимым материалом Старк избрал пластмассу. Созданная им модель стула из прозрачного пластика благодаря редкому сочетанию оригинального авторского дизайна и демократичной цены пользуется огромной популярностью во всем мире.

Один из пластиковых шедевров Филиппа Старка – письменный стол baobab для коллекции мебельного бренда Vitra. Свое название стол получил из-за округлых форм, напомнивших дизайнеру семя баобаба, дерева, которое служит излюбленным местом сборищ у обезьян. Среди последних «пластиковых» новинок – подставка для растений домашнего сада или, если угодно, напольная ваза для цветов. Предмет под названием Holly All – многофункциональный, и прекрасно справляется с ролью скульптурного декоративного элемента интерьера, в том числе и без «живой» составляющей, готов также послужить в качестве кресла или овального обрамления при создании фото-портретов. Перечень можно продолжить, используя Holly All как тренажер для развития воображения.

www.philippe-starck.com

Прочный картон

Фрэнка Гери большинство из нас знает как архитектора, автора многочисленных музейных построек настолько самобытной архитектуры, что раз увидев его работы, их невозможно спутать ни с чьими другими. Но и в предметном дизайне у него немало достижений. В отличие от большинства архитекторов, для которых создание мебели и других предметов интерьера носит случайный и второстепенный характер, Гери занимается дизайном постоянно и с полной самоотдачей.

Помимо деконструктивистского подхода в проектировании – здесь Гери был среди первопроходцев – созданные им предметы отличаются нетрадиционным использованием материалов, самым любимым среди которых является картон. Этот материал дизайнер наделил новыми свойствами и стал делать из него стулья и столы. В доказательство прочности продукции, сам Гери (будучи вовсе не субтильной комплекции) снимался для рекламных плакатов, сидя на своих изделиях.

Особенно плодотворно сложилось сотрудничество архитектора с мебельным брендом Vitra, для которого он спроектировал несколько коллекций мебели и светильников из картона, а также здание штаб-квартиры компании и музей Vitra design museum, где выставлены, в том числе, и его работы в области дизайна.

Картон – легкий, податливый в работе материал, с которым удобно экспериментировать, но главная причина интереса Фрэнка Гери к картону – та же, что и у Филиппа Старка к пластику – он дешевый. В стремлении сделать современную дизайнерскую мебель доступной Гери, без сомнения, преуспел: он продемонстрировал, сколько неожиданных возможностей для формообразования скрыто в картоне, и насколько изделия из него могут быть крепки и надежны.

Так, например, напоминающие змеевик изгибы контура кресла Wiggle Chair состоят из 60 слоев картона, соединенных скрытыми шурупами, а кресло Red Beaver сделано из особо твердого гофрированного картона, способ производства которого Гери запатентовал в 1987 году. Кроме того, для своих необычных творений Гери нередко выбирает новые материалы, которые до него никто не использовал. Серии светильников Fish и Snake, к примеру, были сделаны из экспериментального материала colorecore, а лампа Mamma Cloud P – из волокнистого полиэстера, похожего на бумагу.

Одна из последних дизайнерских работ архитектора – мебель Collection из полимерного материала, созданная для бренда Heller. Этот универсальный мебельный набор сродни детскому конструктору. Составляя различные комбинации из входящих в него предметов, можно моделировать обстановку по своему усмотрению, причем как внутри помещений, так и на улице, поскольку материал не боится атмосферных воздействий.

www.gehrypartners.com

Необычное в обычном

Заняться дизайном инвестиционного банкира и потомственного плейбоя Рольфа Сакса заставила нужда – он не смог найти в продаже такой приставной столик, который бы его устроил. В результате, Сакс занялся проектированием, быстро освоил язык вещей и правила игры, а спустя несколько лет у его остроумных и изобретательных работ появилась масса поклонников. Сегодня произведения Рольфа Сакса выставляются во многих галереях и музеях мира.

Сам он себя считает не столько дизайнером, сколько художником, работающим в области дизайна. Вдохновение черпает в залах музеев, а наиболее сильное впечатление на него производит творчество Малевича, Дюшана и Бойса.

Первые свои вещи Сакс сделал в духе ардеко, потом увлекся минимализмом, к которому тяготеет и сегодня. Простые формы служат для него кирпичиками для неожиданных конструкций. Таковы, например, кресла Two-piece suit и Blazer, у которых нет жесткого соединения сиденья и опоры, что позволяет менять конфигурацию, смещая их относительно друг друга, а модель книжного шкафа Q-b us составляется из разбираемых и наращиваемых кубов, которые можно устанавливать множеством способов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Наследие герцогства бургундского

В литературе ХIХ века богатые сословия предпочитали выпивать бургундские вина почти так же часто, как бордо и шампанское

Самый нужный маршрут

Прогулка по историческим туалетам

За три копейки

Откуда появились и куда пропали автоматы с газировкой?