Саратовские девушки

И Ирошникова| опубликовано в номере №441, октябрь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Когда война кончится, ты, может, и сама домой возвращаться не захочешь, - рассмеялась Дарья Борисовна.

- Нет, - упрямо покачала головой девушка, - разве это можно: домой не захотеть?

«Они полны мыслями о доме, - подумала я, - нужно любыми путями развлечь их».

В воскресенье мы решили повести девушек в цирк и потерпели неудачу.

Сегодня первый раз девушки были в цехах. Кажется, впечатление тяжёлое. Они панически боялись газа и начинали чихать и сморкаться в таких местах, где его и в помине не было. Они боялись огромных компрессоров и покрытых инеем (несмотря на комнатную температуру цеха) колонн синтеза. Они старались не дышать, усиленно зажимая носы кончиками платков и косынок.

Вечером мы застали их в горьких слезах.

- Домой отправьте нас, домой! - требовали они.

Догадливая Галя Чинякова привела баяниста. В коридоре начались танцы, зазвучали знакомые и любимые песни...

Саратовские девушки, запершись в своих комнатах, затыкали уши, прятали головы в подушки, чтобы назойливо врывавшиеся звуки не рассеивали их горькую печаль.

- Слушай-ка, Ирина, - сказала мне парторг Дарья Борисовна, вынимая записную книжку, - я специально для тебя нашла выдержку из выступления Михаила Ивановича Калинина:

« Юноше, девушке, уехавшим из деревни, первое время кажется тяжело в городе. Им всё страшно, - я это говорю по собственному опыту, - кажется, что ты попал в совершенно другой мир...»

Да, выдержку парторг подобрала точно.

- Ну вот, а теперь смотрите! - он наливает из аппарата полное ведро жидкого воздуха и расплёскивает его. Это совсем, как колдовство: льющаяся из ведра голубоватая жидкость, чуть достигнув пола, разбегается по нему белыми барашками испарений и мгновенно исчезает.

Это Яша Горин - мастер цеха № 10 - проводит занятия с саратовскими девушками.

Как увлекательную сказку, рассказывает он им, что из воздуха, из того самого воздуха, который окружает нас и привычен нам настолько, что мы даже не замечаем его вот в этих колоннах и аппаратах, люди научились делать сырьё для боеприпасов, страшной силой поражающих врага.

Они слушают как будто внимательно, но никогда не задают вопросов и, едва кончается лекция, мгновенно расходятся по длинным коридорам, избегая лишний раз пройти по цеху.

По-прежнему они упорно отказываются от кино и всех других развлечений.

- Хочется мне устроить им встречу с ранеными из нашего госпиталя, - сказала я парторгу.

- Ну что ж? Только, знаешь, нужно поискать кого-нибудь из Саратовской области, они « земляка» лучше слушать станут.

Мы с политруком госпиталя - большим другом нашего завода, Михаилом Лукичей, - просмотрели все списки, все карточки, но ни одного саратовца, как назло, не нашлось.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены