— Мы перебрали массу вариантов, спорили до хрипоты ночь напролет и остановились, по-моему, на самом удачном названии — «Увяли розы!».
В уходящем году на первом Всемирном конгрессе хоров в Вене Московский камерный поразил своим мастерством и слушателей, и жюри, а профессор В. Н. Минин был признан лучшим хоровым дирижером мира. Мы, соотечественники, по-прежнему тепло зовем этих певцов мининцами, а хор — мининским.
— Владимир Николаевич, каковы для вас итоги уходящего года, какие надежды связываете с новым?
Мне кажется, главный итог заключается в том, что я начал понимать глубину Музыки. Это для меня связано с русской хоровой классикой, с отечественной духовной музыкой, с произведениями Георгия Свиридова. Думаю по-другому исполнить те хоровые концерты Георгия Васильевича, которые постоянно в нашем репертуаре со дня основания хора. Может быть, это мое заблуждение, но кажется, я в том состоянии. когда пришло соединение профессионального опыта и человеческой зрелости.
— Но и публика за время деятельности хора изменилась — стала мудрее, тоньше.
— Все так. Сегодня ей нельзя предлагать то прочтение, которое было десять лет назад. Я сейчас по-другому работаю над записями Свиридова. Думаю, что исполнение концерта «Памяти Юрлова» будет новым витком в проникновении в это трагичнейшее произведение.
— Какую новую программу вы готовите на будущий год?
— Я не хотел бы сейчас говорить о программах, потому что наш коллектив, как и многие профессиональные государственные коллективы, переживает довольно трудный период. Дело в том, что государство не смогло противостоять конкуренции частных предпринимателей. Опытных певцов переманивают хорошо платящие кооперативы. Вот и наш хор пока несет урон. Мы вынуждены иметь дело с молодыми, «необстрелянными», неопытными людьми. Но я надеюсь, что через пять-шесть месяцев вернемся к своей прежней форме. В ближайшие два года, к 20-летию хора, если все будет ладно, я надеюсь осуществить свои замыслы. А дальше... время покажет.
— Сергей, ваши полотна демонстрировались в лучших выставочных залах страны. Они поражают грандиозными размерами, и. пожалуй, темой. Вы как бы иллюстрируете историю Родины от славных побед Александра Невского до триумфа военачальников Великой Отечественной. Можно сказать, что вы в свои тридцать достигли признания. Вас узнают на улицах?
— Конечно же, нет. Узнают только мои друзья. Это таких мэтров, как Глазунов и Шилов, «знают в лицо». Да и то, думаю, благодаря телевидению. И скорее не как художников, а как общественных деятелей, актеров, режиссеров. писателей — и все в одном лице. Увы. я такими талантами не обладаю.
— А хотелось бы?
Да как сказать. Считаю, главное для художника, когда у него есть свой зритель. Когда человек приходит на выставку — и узнает художника по его почерку, манере, индивидуальности. Вот это и есть признание. Не ошибусь. сказав, что это мечта каждого живописца. Ведь мы работаем для народа. У нас самая гласная, самая открытая и самая, скажем, общественная, на мой взгляд, работа. Всю жизнь работаем не на откуп, а на зрителя. Сам для себя картину писать не будешь.
— Что бы вы пожелали тем, кто никогда не переступал порог музея?
— В первую очередь не обкрадывать себя. Сознательно не лишать радости общения с прекрасным. Научиться понимать язык живописи, увидеть мир в красках, во всем его немыслимом многообразии. А во-вторых, наконец-то переступить порог, но не только художественных музеев. У нас есть великолепные музеи исторических ценностей, синтетические музеи. Каждому человеку нужно развивать исторические знания. получать иллюстративную информацию о различных эпохах. Все это «работает» на душу человека, воспитывая его нравственность, а это так необходимо в наше время.
— В какую эпоху вы хотели бы жить, при условии, конечно, что остались бы художником?
— В нашу. И подольше.
— А Ренессанс не прельщает?
— Интересует, как любого человека, но с исторической точки зрения. А жить? Нет. Каждому свое время, своя судьба. Свой миг.
— Есть ли у вас враги?
— А!.. (Пауза.) У меня? Да не думаю... Для меня мой враг — это я сам. Несмотря на кажущуюся энергичность и в общем-то работоспособность, я очень страдаю от природной, прямо-таки национальной лени... А тем, кто считает меня своим врагом, я бы напомнил простую истину: места под солнцем хватит всем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.