Пространство на ощупь

Анна Литвинова| опубликовано в номере №1503, декабрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Приглядитесь — походка у них странная: правая рука вытянута вперед, как бы ощупывает пространство...

На лицах не прочтешь страданий — переживания напоказ не выставляют.

Урок рисования в московской школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей. Ведет его Ольга Ивановна Егорова. Рисуют на специальной пленке — линия на ней получается осязаемой. Преподавательская завалена ребячьими рисунками и лепными фигурками. Вот эти вполне профессиональны — их автор Сережа Булаткин теперь учится в Самаркандском университете. Уровень зрения — три сотых. Таня Светлакова не видит вообще, а фигурки, сделанные ею из бумаги, великолепны! Свободная, летящая линия в работах Саши Алферова...

Четвероклассники по осязаемому рисунку пособия по тифлографии (так называется учебник рисования — пять толстенных томов большого формата) лепят птиц, ящериц и собак.

— Они рисуют лучше зрячих, — говорит Егорова.

Она водила нескольких ребят в детские художественные школы. Тем обучение и кончалось. В высшие художественные училища незрячих не берут...

Кружок баяна и аккордеона. Руководитель Рудольф Григорьевич Маныкин:

— Много ленитесь, друзья!

Может, потому, что делать музыкальные уроки негде: пустой кабинет найти непросто, в спальне тоже особо не разыграешься — соседи ворчат. Хорошие инструменты — редкость. То школа выделяет деньги на их покупку, а магазины пусты, то, наоборот, есть инструменты, но нет денег. Многие выпускники все-таки поступают в Курское музыкальное училище для слепых и слабовидящих.

А если особых талантов нет? В школе учат слесарному, столярному делу, электросборке. Около половины выпускников становятся рабочими, трудятся на предприятиях Всероссийского общества слепых.

Александр Николаевич Рыбачук, учитель труда:

— Трудно с ними. И прикрикнуть нельзя: очень ранимые ребята. Молчу, жду, когда наконец выйдет что-нибудь...

Из интервью с ребятами:

— Боюсь мира зрячих, я не приспособлена к нему.

— Может, хоть к выпускному классу научусь сама домой ездить...

Ребята так тянутся к видящим...

Меня просили рассказать, какого цвета сейчас небо и листья на деревьях, и почитать вслух книгу Марины Влади о Высоцком.

Наташа, ученица 11-го класса.

— Я верю в вас, зрячих; в хорошее, доброе... Без веры человек скорее отчается.

Наташе нужна вера. Ее мечта — поступить в Литературный институт.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены