Приглядитесь — походка у них странная: правая рука вытянута вперед, как бы ощупывает пространство...
На лицах не прочтешь страданий — переживания напоказ не выставляют.
Урок рисования в московской школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей. Ведет его Ольга Ивановна Егорова. Рисуют на специальной пленке — линия на ней получается осязаемой. Преподавательская завалена ребячьими рисунками и лепными фигурками. Вот эти вполне профессиональны — их автор Сережа Булаткин теперь учится в Самаркандском университете. Уровень зрения — три сотых. Таня Светлакова не видит вообще, а фигурки, сделанные ею из бумаги, великолепны! Свободная, летящая линия в работах Саши Алферова...
Четвероклассники по осязаемому рисунку пособия по тифлографии (так называется учебник рисования — пять толстенных томов большого формата) лепят птиц, ящериц и собак.
— Они рисуют лучше зрячих, — говорит Егорова.
Она водила нескольких ребят в детские художественные школы. Тем обучение и кончалось. В высшие художественные училища незрячих не берут...
Кружок баяна и аккордеона. Руководитель Рудольф Григорьевич Маныкин:
— Много ленитесь, друзья!
Может, потому, что делать музыкальные уроки негде: пустой кабинет найти непросто, в спальне тоже особо не разыграешься — соседи ворчат. Хорошие инструменты — редкость. То школа выделяет деньги на их покупку, а магазины пусты, то, наоборот, есть инструменты, но нет денег. Многие выпускники все-таки поступают в Курское музыкальное училище для слепых и слабовидящих.
А если особых талантов нет? В школе учат слесарному, столярному делу, электросборке. Около половины выпускников становятся рабочими, трудятся на предприятиях Всероссийского общества слепых.
Александр Николаевич Рыбачук, учитель труда:
— Трудно с ними. И прикрикнуть нельзя: очень ранимые ребята. Молчу, жду, когда наконец выйдет что-нибудь...
Из интервью с ребятами:
— Боюсь мира зрячих, я не приспособлена к нему.
— Может, хоть к выпускному классу научусь сама домой ездить...
Ребята так тянутся к видящим...
Меня просили рассказать, какого цвета сейчас небо и листья на деревьях, и почитать вслух книгу Марины Влади о Высоцком.
Наташа, ученица 11-го класса.
— Я верю в вас, зрячих; в хорошее, доброе... Без веры человек скорее отчается.
Наташе нужна вера. Ее мечта — поступить в Литературный институт.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман. Окончание. Начало в №№ 20-23