С думой о богатом гектаре

А Шакин| опубликовано в номере №784, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Накануне декабрьского Пленума ЦК КПСС в редакцию нашего журнала пришло письмо от механизаторов подмосковного совхоза «Буденновец».

«Уважаемые товарищи! - писали они. - В этом году наш совхоз вырастил неплохой урожай картофеля. Все шло к тому, что мы сдержим свое слово - соберем по 140 центнеров с гектара, как записано в социалистических обязательствах. Но не сдержали. Немало картофеля осталось в земле.

Осенью на полях совхоза работали в основном не машины, а люди с лопатами. Техники в совхозе достаточно, но вот действовала она плохо. Картофелекопалки и комбайны оказались слабыми помощниками для «буденновцев»... Есть у нас претензии и к сельскохозяйственным машинам других типов. Хочется, чтобы об этом письме узнали на заводах, которые их выпускают...» Далее шли подписи: В; Карпухин, Н. Калмыков, А. Белов, А. Сыровегин, В. Авсюк.

Редакция решила направить в «Буденновец» своего корреспондента.

Снег под ногами пел на все голоса. Мой попутчик, разговорчивый парень в солдатской ушанке, сдвинутой на лоб, вызвался провести меня от шоссе к совхозу кратчайшим путем - узкой, протоптанной в березняке тропинкой. За несколько минут он сообщил мне всю историю совхоза, рассказал, что выращивают здесь в основном картофель, есть кукурузные поля, фермы, клуб с телевизором и что жена его Клавдия сначала очень была недовольна, когда он решил работать в совхозе, а не в городе, но теперь ничего, довольна и считает дни, когда получат квартиру в новом доме.

- Коттеджики у нас строят, будь здоров! - сказал он. - Тут один из кинохроники приезжал. «Ну и натура у вас, - говорит. - Сплошная лакировка действительности».

Деревья поредели. Тропинка вывела нас прямо на центральную улицу поселка к одноэтажным домикам из неокрашенных шлакобетонных плит, еще без кровли. Таких было несколько, а дальше во всю длину улицы стояли совершенно одинаковые «коттеджики» - розоватые, под зеленой крышей... Это была центральная усадьба совхоза «Буденновец».

- Контора в конце улицы, за гаражом, - сказал мне спутник, прощаясь.

Письмо молодых трактористов из «Буденновца», которое привело меня сюда, было тревожным: «Картофель остался в земле... Обязательства не выполнили...» Механизаторы сообщали об этом с горечью. Но, быть может, писано оно в сердцах, может, лишь в запальчивости винят они картофелеуборочные машины?

Еще в райцентре механик Дмитровской РТС Илья Георгиевич Шаров рассказывал мне об обилии техники, которая поступила нынче в земледельческие хозяйства.

- Такого никогда не было, - говорил он. - Видели бы вы наши поля прошлым летом! Словно весь район превратился в испытательный полигон: десятки невиданных машин из Рязани, Подмосковья, Белоруссии, Пензы.

Шаров рассказывал о переменах на колхозных полях с гордостью, но тут же посетовал на то, что некоторые машины не выдержали экзамена на севе, культивации, уборке. Случалось, только что пришедшая с завода машина попадала в РТС, не проработав и половины сезона.

В жарко натопленной конторе совхоза, увешанной высохшими образцами различных злаков, главный механик Жабин подтвердил слова Шарова. Он брал из стопки чистой бумаги По листку, уверенно чертил схемы машин, отдельных их частей и пояснял:

- Здесь неудачна конструкция узла, тут неудобна и тяжела система управления...

Точно так же отлично разбирались в «болезнях» своих агрегатов и трактористы из деревни Жестылево и куровские механизаторы. Они высказали много претензий и к конструкторам и к заводам сельскохозяйственных машин.

Письмо молодых «буденновцев» обрастало новыми подробностями.

В словах трактористов Леонида Чугунова из «Буденновца», Владимира Цветова из колхоза «Россия», бригадира Алексея Полосухина, совхозного механика Евгения Жабина, агронома Елены Ждановой звучала тревога за судьбу молодых побегов зерновых, картофеля, кукурузы, что дружно поднимутся нынешней весной. Их беспокойство понятно. Ведь в совхозе «Буденновец» ожидался прошлой осенью богатый урожай картофеля. Но что получилось на деле? Всего по семьдесят центнеров с гектара вместо ста сорока, как обязались! Работали на уборке напряженно - и в дождь и в грязь. И все-таки не успели: немало картофеля осталось в земле. Да и как успеть, если техника оказалась слабым помощником!

Осенью на уборку совхозных полей вышли копатели «ТЭК-2», «КТН-2» и комбайны «ККР-2». Копатель «КТН-2» Кировского механического завода - последнее слово техники. Он навесной, работает от вала отбора мощности «Беларуси». Механизаторов, тем не менее, это «последнее слово» не удовлетворяет. У нового копателя оказалась слабой рама - несущая часть. Она быстро расшатывается, то и дело перекашивается. А наскочит машина на камень - сгибается кронштейн ножа. Передняя часть транспортера копателя быстро забивается даже невысокой ботвой. Перед уборкой ботву приходится... косить. Но, пожалуй, основной недостаток машины - это то, что за каждым таким копателем идет по полю вереница людей - сорок подборщиков!

Проблема комплексной уборки картофеля решается применением комбайна. Но сельскохозяйственные машиностроители должны признать, что у наших картофелеводов до сих пор нет производительного, надежного в действии комбайна.

Странно выглядели на поле «ККР-2». Вокруг каждого комбайна суетились 10-12 человек. Агрегат поднимал и подавал по транспортеру сплошное месиво из картошки и грязи. Пришлось удлинить разборный стол и поставить туда «на подмогу» восемь работниц.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Братья Илякины

Из блокнота писателя