С думой о богатом гектаре

А Шакин| опубликовано в номере №784, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

В «ККР-2» клубень картофеля проходит длинный и «нелегкий» путь по бесконечным подающим и сотрясающим рабочим органам. В корзину он попадает избитый, весь в «синяках». Хороший директор магазина такой картофель никогда не закупит: длительного хранения он не выдерживает, чернеет.

Семь комбайнов убрали всего 50 гектаров. В конце концов их пришлось использовать как простые копатели: так было надежнее.

Пятьдесят гектаров из семисот, занятых в совхозе под картофелем! Никому и в голову не придет сейчас убирать хлеб серпом. Но почему же на уборке картофеля основной фигурой до сих пор остается человек с лопатой?

В прошлом году Министерство сельского хозяйства СССР объявило конкурс на лучший проект картофелеуборочного комбайна. Сейчас из сотен образцов отобрано тринадцать. Колхозники хотят их побыстрее получить. Обидно, когда хорошая машина долгое время существует только в виде экспериментального образца.

Так получилось с сортировкой «КСР-10». В прошлом году на Московском авторефрижераторном заводе изготовили пробную партию этих машин - 100 штук. Одна из них работала в «Буденновце».

- Отличная машина! - сказала молодой агроном комсомолка Елена Жданова. - Проработала весь сезон без поломок. Мы на нее нарадоваться не могли.

Новая машина исправно разбирала картофель на три сорта, успевая обработать до десяти тонн в час. Хорошие отзывы получены также из других хозяйств, где испытывалась сортировка. И что же? На нынешний год запланировано изготовить микроскопическую дозу - 500 сортировок. Опять пробная партия!

Справедливы нарекания дмитровцев к изделиям завода «Белинсксельмаш» - картофелесажалкам «СКГ-4» и «СН-4». Последняя- более совершенная модель, она дает возможность регулировать высев картофеля. А все-таки со своими «обязанностями»

«СН-4» справляется пока плохо. Машина часто делает пропуски из-за того, что клубни ссыпаются в лунки неравномерно: неудачна конструкция бункера. Часто засоряются тукопроводы, и машина перестает подавать удобрения.

Новостью для дмитровских колхозников явился силосный комбайн «СК-2,6», изготовленный в Гомеле. Кукуруза прочно прижилась на пойменных участках района. Два таких комбайна были испытаны механизаторами колхоза «Новая жизнь». Вот мнение бригадира трактористов Алексея Полосухина:

- Всем хорош комбайн, но подводит выгрузное устройство. Участки под кукурузой у нас небольшие - по полтора - два гектара. Да и местность, сами видите, - перелески, речушки извилистые. Развернуться комбайну трудновато. Автомашина должна все время идти рядом с комбайном и принимать силос в кузов по двухметровому транспортеру. Стоит грузовику подскочить на ухабе - поле не ровный стол, - как борт кузова бьет по транспортеру. Сколько нам приходилось возиться с починкой выгрузного устройства!... А на мой взгляд, этого можно бы избежать, если поставить его сзади, как это сделано у силосорезки. Вместо машины можно приспособить пару прицепов.

Добавим к этому, что крупный недостаток комбайна - низкий хобот. Это не позволяет наращивать борта автомашины. А ведь силос сложно транспортировать: трехтонка с полным кузовом берет только полторы тонны.

... Алексей Полосухин рассказывал мне о силосном комбайне, расхаживая под огромным навесом, где стояли «на приколе» десятки машин - комбайны, культиваторы, сеялки. Они были вычищены, аккуратно прикрыты брезентом. Видно, к технике здесь относятся заботливо, по-хозяйски. В «Новой жизни» решили отказаться от услуг РТС, оборудовали свою мастерскую. Тут есть электро- и газосварка, стоят токарный и сверлильный станки.

Но никаким уходом и никаким ремонтом нельзя устранить «врожденные» недостатки машины. Зерновую узкорядную сеялку «СУБ-48» подновили, снабдили облегченным автоматом отключения высевающих аппаратов и подъема рабочих органов. А сошники у сеялки стали тяжелее: их ведь теперь 48 вместо 24. Поэтому автомат частенько отказывает на севе, «сбивается». Хочется, чтобы товарищи с «Белинсксельмаша», выпустившего эти сеялки, знали, как иной раз трактористы выходят из положения. На поворотах или в случае, когда нужно перебраться на ближайшее поле, они вообще не выключают аппарат и сыплют зерно впустую...

И еще одно. Запчасти. Их нет ни в РТС, ни в дмитровских совхозах и колхозах. В районе десятки машин простаивают только оттого, что механизаторы днем с огнем не могут отыскать какую-нибудь мелкую, но необходимую деталь.

В воротах Дмитровской РТС мне повстречался молодой тракторист Алексей Батанов. Он торопился в город «на промысел». Под ватником у него лежала тщательно завернутая в тряпицу шестерня. Это была лишняя я не того размера. Батанову предстояло провести весь день в поисках нужной шестерни и выменять ее на свою. Таких «хожалых» в районе немало...

Запорошенные снегом, безжизненные машины стоят во дворе ремонтно-тракторной станции, на полевых станах колхозов. Они до времени вышли из строя, превратились из помощников хлеборобов и овощеводов в груды металла. Смотришь на них, и хочется обратиться к молодежи заводов, которые выпускают несовершенные машины: «Товарищи машиностроители! От вас во многом зависит успех всенародного похода за урожай, за богатый гектар! Техника, которую вы производите, должна идти в ногу с требованиями сегодняшнего дня».

Первый год семилетки закончился событием огромной важности - декабрьским Пленумом ЦК КПСС. Его решения, направленные на то, чтобы вдоволь было у нас хлеба, мяса, овощей, масла, чтобы каждой осенью полным-полны были колхозные и совхозные закрома, чтобы легче и красивее становился труд земледельца, открывают перед сельским хозяйством широкие просторы.

На пороге больших дел стоите и вы, строители сельскохозяйственных машин. Перед вами поставлена почетная задача - в короткие сроки создать новые типы тракторов, машин и орудий, оснастить колхозы и совхозы новой техникой для комплексной механизации, резко улучшить качество выпускаемой продукции. Этого ждут, этого требуют от вас труженики полей.

Дмитровский район, Московской области.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены