На «Советской Бурятии» сменяемость в пределах нормы. А могла быть еще ниже, ведь дела там идут очень неплохо, особенно в сфере производства. Мы далеки от того, чтобы винить во всем администрацию судна. Но нельзя не учесть, что без соединенных усилий руководства судов, базы, флота, партийных и комсомольских организаций всех звеньев дело не поправишь.
Теперь несколько рассуждений общего порядка. Уже потом, в Москве, в Минрыбхозе СССР, узнали мы о том, что в проектах новых плавбаз заложены спортзал, парикмахерская, сауна, красный уголок, кинозал, помещение для бытовых нужд, исключительно одноместные и двухместные комфортабельные каюты и прочее. Эти плавбазы уже начали поступать на флот. В управлении судового строительства сообщили нам, что именно такие суперсовременные суда и составят в будущем основу рыбодобывающего и рыбообрабатывающего флотов. Уже сейчас множество сухогрузов, чей экипаж не превышает тридцати человек, располагают собственными спортзалами, оборудованными велотренажерами, шведскими стенками и прочим.
Все это, конечно, радует. Но «Советскую Бурятию», как и другие суда этой серии, никто не собирается в обозримом будущем отправлять на переплавку. Работать им еще долгие и долгие годы. Экипажам их еще плавать и плавать. И чтобы не возникало столь уж очевидной диспропорции между устроенностью быта и отдыха на этих судах и тех, о которых рассказывали в Минрыбхозе СССР, самое время подумать о том, как использовать имеющиеся возможности.
И пусть простят меня за то, что повторю известную, очевидную для всех истину. А именно: несколько сот человек, составляющих экипаж судна, надолго оторваны от берега. Они заняты очень нужной всем нам работой. В их жизни с избытком хватает романтики в лучшем смысле этого слова, и получают они за свой труд совсем даже неплохо. Но у них при этом ограничены возможности удовлетворения своих духовных запросов. Одна девушка на судне как-то посетовала на то, что за два месяца у нее ни разу не было повода надеть выходное платье. Так уж случилось, что даже в дни праздников она работала в вечернюю смену. Она, наверное, надела бы свое платье, собираясь на вечер в дискотеку или на концерт. Но ни того, ни другого за два, месяца на судне не случилось. А ведь создавать «поводы» нужно, очень нужно. Так что давайте все-таки использовать имеющиеся возможности.
...Последние дни на судне работы прибавилось, три невода – не два. На разделку и погрузку встали механики и штурманы, судовые электрики и радисты. Даже капитан, и тот пропадал в цехах, надев поверх кителя рабочую куртку. Он так и пришел нас провожать в куртке, облепленной чешуей, и резиновых сапогах, блестящих от воды. С нами уходили с судна несколько матросов, у которых закончился срок плавания. Перегрузив вещи на БМРТ, который направлялся в поселок Оссору, мы последний раз вглядывались в уже знакомый силуэт плавбазы, когда вдруг с борта судна грянула нам вслед мелодия известного среди моряков марша «Прощание славянки». Хотелось и нам сказать, вернее, крикнуть на прощание Скворцову что-нибудь, что не успели сказать прежде. Но между нами и судном уже пролегла полоса воды. Не услышит Скворцов. И все-таки хорошей вам рыбалки, товарищ капитан, хорошей рыбалки всем, кто выбирает невода и тралы в холодных и теплых морях и океанах. И вместе с тем побольше вам поводов надевать выходные костюмы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.