Кто из нас, завороженный удивительным зрелищем, не любовался хоть однажды радугой. Особое, приподнятое настроение царит вокруг, когда появляется она на небе, сияя чистыми, яркими красками. И хочется добежать до радуги, окунуться в ее пронзительное многоцветье, а она, будто в насмешку, остается недосягаемой, словно не желая открыть тайну своих сказочных цветов. Вот и на одной из работ Марии Рахлеевой протянула она по зеркалу вод дорожку к бегущему к ней мальчику, как бы приглашая в удивительный мир красок.
Не случайно этот сюжет появился в творчестве молодого якутского графика Марии Рахлеевой. В нем радость художника за свою родину – Якутию, раскинувшуюся чуть ли не на половину Сибири, за живущих на ее просторах людей. Картина эта символична. Ведь радость-радуга спустилась на ту землю, где и жить-то некогда считалось наказанием.
Нелегкое детство Марии прошло в Якутске: отец умер, когда была совсем маленькой. Как и многие, она охотно рисовала в школе. Может быть, немного лучше других, потому что была постоянным художником стенгазеты. После восьмилетки – республиканское художественное училище, где занималась у известного якутского графика Афанасия Мунхалова. Он посоветовал девушке продолжить художественное образование. Рахлеева едет в Москву, поступает в институт имени В. И. Сурикова, работает в мастерской народного художника СССР Е. А. Кибрика. По возвращении домой преподает в Якутском художественном училище. Недавняя его выпускница, она решила, что радость творческого труда будет неполной, если не поделится полученными знаниями с другими.
В 1978 году первые ее выпускники покинули стены училища. И как воспоминание о работе с ними, о времени летней практики – поездках со студентами по живописным уголкам республики – появилась литография «На пленэре». В центре листа, устроившись поудобнее, увлеченно рисуют две девушки. Вокруг них – буйное цветение трав. Воздух наполнен звоном мошкары, голосами птиц. Все в природе словно спешит насладиться солнцем, теплом короткого северного лета: покрывшие пригорок кусты, серебрящаяся вдали река... Этот мотив повторится позже и в цветной литографии «И снова лето после студеной зимы», и в работах, написанных темперой – «Якутские просторы», «Теплый август. Томпо», «У ленских рыбаков». Любит Мария это прекрасное время года, и потому на большинстве ее работ – лето.
Произведения Рахлеевой пронизаны любовью художника к родному краю. Ее работы – словно строки задушевной песни о Якутии, превращенные автором в штрихи, линии и краски.
– Несмотря на кажущееся однообразие нашей небогатой природы, все районы Якутии заметно отличаются друг от друга, – рассказывает Мария. – На самом севере – ровная, безбрежная, как море, тундра, словно ковром покрытая летом цветущими травами и мхами. На юге и в средней полосе – сопки, бесконечная тайга. А в Тикси – те же сопки, но без единого деревца. И повсюду – необычайное разнообразие красок, будто и вправду выплеснутых на землю радугой.
Художница бывала во многих городах республики, на стройках и лесоразработках, заводах и приисках. Но с особой силой влекут ее тихие, уютные села вдали от городской суеты, где работают колхозники, пастухи, оленеводы. Ей по душе непривычный для горожан быт местных жителей – немудреный, суровый и такой соразмерный здешней природе. Эту гармонию матери-земли и человека Мария Рахлеева стремится показать в своих произведениях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.