Рубль заработанный и потраченный

Борис Павлов| опубликовано в номере №1335, январь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Всегда ли молодые рабочие знают его истинную цену?

«Развитой социализм располагает большими материальными, духовными возможностями для все более полного развития личности и будет наращивать их впредь. Но важно, подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете зависит от того, каковы интересы, потребности личности.

...Задачи комитетов комсомола – усилить пропаганду советского образа жизни, истинных человеческих ценностей, решительно выступать против любых рецидивов мещанской, потребительской психологии... формировать у молодежи высокие духовные потребности».

Из Отчетного доклада ЦК ВЛКСМ XIX съезду комсомола

Куда девается зарплата? – разводят зачастую руками молодые люди.

– А может, мало зарабатываю, потому и не хватает, – пытаются нащупать диагноз иные...

Знакомство с деньгами, их покупательной силой в современной семье происходит, как правило, рано. К началу трудовой жизни молодые люди обычно уже хорошо чувствуют «вкус» траты денег. Они уже с успехом расходуют значительную часть бюджета семьи. Умеют находить в системе отношений, с родителями наиболее уязвимые места, податливые рычаги, нажимая на которые можно заполучить желаемые вещи, удовольствия, развлечения. Молодые люди научились тратить деньги. Чужие деньги. Но вот наступает время, когда необходимо...

Учиться зарабатывать собственные деньги

Недавно мы опросили 600 златоустовских молодых рабочих. В числе других вопросов нас интересовал их среднемесячный заработок. Сумма дохода (без вычетов) у всех опрошенных составила в среднем 150 рублей. Это в среднем. Но если посмотреть индивидуальные заработки, то размер ежемесячных получек и авансов у разных работников колеблется от 80 до 200 рублей. Не правда ли, перепад довольно значителен: одно дело – получать в месяц 80 рублей, другое – 200. Одновременно это означает и то, что один вырабатывает продукции, то есть отдает сил, умения обществу в 2 – 2,5 раза больше, чем другой. Предвижу справедливую поправку, мол, все зависит от характера производства (общество доплачивает работнику за тяжесть, вредность условий труда; существуют такие вещи, как недочеты в нормировании труда, наконец, квалификация, опыт). Сравните, мол, расторопность, умение новичка и опытного, кадрового работника. Мы сравнили. В среднем уровень заработной платы молодого рабочего со стажем не более

1 года составляет примерно 70 – 75 процентов среднего заработка работника со стажем 10 – 15 лет. Согласитесь, различия «средних» зарплат не столь значительны ( в 1,2 – 1,3 раза). А вот различия индивидуальные в той и другой группе остаются по-прежнему существенными: 80, 100, 120, 150, 200, 250... Такие разные суммы в ведомостях на заработную плату мы встречаем и у вчерашних выпускников ПТУ и у тех, кто трудится на предприятии уже 3, 4, 5 и более лет.

Можно пытаться и здесь найти объяснения. Одни попали в «хороший» коллектив, другие – в «плохой», у одних «хороший» мастер, у других – «плохой». Одних «зажимают», другим «открытая» дорога – расти, совершенствуйся, зарабатывай. Не будем, как говорят, с порога отметать подобные доводы. В жизни мы действительно можем встретить различные трудовые коллективы, различных руководителей с различным подходом к росту и воспитанию молодых работников. Но только ли внешние условия являются причиной резких перепадов в заработке молодых людей? Отнюдь нет.

Есть и другой, не менее важный фактор. Это стремление самого работника достичь более высоких производственных показателей. Один работает, как говорят, «в поту» (в прямом и переносном смысле этого слова), другой – «с прохладцей». Отчего? Почему одни молодые люди стремятся заработать больше денег, найти более высокооплачиваемую работу, игнорируя при этом порой неблагоприятные условия труда, неудобный распорядок работы, возможность авралов? Другие же во главу угла ставят содержание и характер трудовой деятельности, наличие дополнительных социально-бытовых благ (хороший производственный быт, места в детских дошкольных учреждениях и т. п.)? Установка молодого работника на тот или иной уровень заработка, то есть уровень трудовых затрат, зависит от таких условий, как степень самостоятельности его бюджета, семейный статус и, наконец, степень развития его материальных и духовных потребностей.

Когда говорят о наступлении социальной зрелости молодых людей, то выделяют несколько основных показателей, отличающих взрослого, социально зрелого человека от взрослеющего. Один из них – материальная самостоятельность, означающая, что из разряда потребителей, берущих «взаймы» у общества, у родителей, взрослеющий человек переходит в разряд работников, производящих материальные и духовные блага и соответственно, получающих за свой трудовой вклад адекватную плату.

С этой точки зрения молодых людей, вступающих в самостоятельную трудовую жизнь, можно условно разделить на две группы.

Первая – это юноши и девушки, начинающие производственную биографию, имея крепкие финансовые тылы своих родителей. Переход сына или дочери из категории учащихся в категорию работающих не вносит существенных поправок в общий бюджет семьи. Сравнительно высокие заработки родителей позволяют детям не вносить свой заработок в общую семейную кассу. Дополнительный заработок нового работника в семье, как правило, направляется на его же расширяющиеся нужды и потребности. «Коля стал работать – ему нужен новый костюм, новое пальто...», «Пусть покупает мотоцикл – это его деньги...», «Пусть съездит на юг – он заработал...».

Словом, работающие молодые люди потребляют больше, чем зарабатывают. Дефицит средств восполняется родителями. При этом отцы и матери не воспринимают подобную неестественную ситуацию, когда взрослый молодой человек продолжает сидеть на шее родителей, как нечто недопустимое. Переход учащегося сына-иждивенца в работающего сына-полуиждивенца расценивается как вполне закономерный процесс: «Он еще молодой, ему многое надо, на то мы и родители, чтобы его кормить-поить, одевать-обувать...»

Нередки семьи, где подобное положение не меняется с появлением у их детей собственной семьи, собственных детей. Перекраивая свой бюджет, урезая свои потребности, родители кормят-поят, одевают-обувают (в той или иной мере) уже не одного сына, а и сноху и внуков.

Вполне понятно, что такое полуиждивенческое положение мало стимулирует молодых на повышение производственных показателей, достижение более высоких заработков. «Добавки» к собственному бюджету можно с успехом получить с помощью уже отработанных в детстве рычагов воздействия на родителей: их чувства, эмоции, «родительский долг».

Есть и вторая группа молодых людей. Начало трудового пути для них означает и начало самостоятельного

бюджета. Лично заработанные деньги – это те материальные возможности, которыми они могут распоряжаться для удовлетворения своих потребностей. Как говорят, по приходу и расход. К этой же группе можно отнести и тех молодых работников, чей заработок является существенным вкладом в общий бюджет семьи. В родительской семье они выступают в роли равноправных членов, формирующих доходы семейного коллектива, а нередко и вносящих в него наиболее существенную долю.

В этой ситуации расширение круга потребностей необходимо влечет за собой стремление работника к труду, дающему ему наибольшие блага, в частности большую зарплату. Противоречат ли эти интересы отдельного работника интересам общества в целом? Отнюдь нет. Еще В. И. Ленин указывал, что «это и есть социализм, когда каждый желает улучшить свое положение, когда все хотят пользоваться благами жизни». Вопрос только в том, как, какими средствами, путями стремится молодой работник повысить свой заработок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены