Директорские принципы

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1335, январь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

«...Нужно правильно расставить кадры с тем, чтобы на решающих участках стояли люди политически зрелые, компетентные, инициативные, обладающие организаторскими способностями и чувством нового, без чего нельзя в наше время успешно руководить современным производством».

Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС

В этом есть своеобразная символика. Почти вся отечественная хирургия пользуется кетгутом и шелком, выпускаемыми единственным в стране заводом, которым руководит женщина. Молодая женщина. Мать, жена. Наверное, так и должно быть, даже если милосердие поставлено на конвейер. А продукция завода в самой высокой степени служит делу милосердия. Но меньше всего этим руководствовались Министерство медицинской промышленности и местные органы, выбирая кандидатуру директора Казанского кетгутного завода. Нужен был хороший организатор – раз; специалист, разбирающийся в технологии весьма узкого производства, – два; ну и, естественно, человек энергичный, мыслящий, перспективный.

Тридцатилетняя Расима Вафина к тому времени уже два года работала главным инженером завода. А всего на этом производстве шесть лет. Не мало ли? За шесть лет пройти путь от рядового инженера до руководителя современного крупного предприятия?!

Думается, уместно рассказать о ее судьбе более подробно.

Она родилась в Шемордане, татарском поселке, что в 30 километрах от Казани. Кроме Расимы, в семье росли еще четверо детей. Она была вторая по возрасту. Приходилось много помогать маме по хозяйству. Потом они переехали в Казань. Расима увлекалась журналистикой, какое-то время вела пионерские передачи по республиканскому телевидению. Впрочем, увлечений у нее хватало всегда: поэзия, спорт, походы, биология. Все пересилила химия. Окончила Казанский химико-технологический институт. Но никогда никакие увлечения не заслоняли для нее общественную работу. Расима была в комсомольском активе школы, института, потом производства. Заметим, что высшее образование получили две ее сестры и брат. Сестры специализируются по электронно-вычислительной технике, брат – инженер-физик.

Расиму направили после института в КБ. Работа спокойная: приходилось вести в основном однотипные проекты. За три часа она справлялась с дневной нормой, остальные четыре можно было заниматься «своими» делами. Но своих дел в КБ она изобрести не смогла. Пошла к руководству, попросила загрузить ее работой. Загрузили. Ей опять показалось мало. Подруги начали на нее смотреть косо: «Ну чего тебе еще надо, чего ты лезешь?» Вафиной прибавили зарплату, повысили в должности, обещали назначить руководителем группы. Но она так и не смогла привыкнуть к тихому исполнению должности. Она устала от штилей, ей хотелось бурь, производственных страстей, дела, которое захватило бы целиком. Словом, Расима уволилась из КБ. Ушла в никуда, не имея ни малейшего представления, где будет работать дальше.

Единственный человек, которого не удивил ее поступок, был муж. Он знал ее характер. Остальные просто не могли понять, как это человек добровольно ушел от хорошей зарплаты, чистой, спокойной работы.

Сама, без всяких рекомендаций пришла Расима в отдел кадров кетгутного завода. Прямо вот так, как говорится, с улицы. Там тоже удивились, и хотя заводу до зарезу нужен был инженер-технолог, брать поначалу не хотели, искали скрытых причин ухода из КБ. А их не было, больше того, прежнее руководство Вафиной отзывалось о ней хоть и сдержанно, но однозначно: «Вам повезло. Не она, мы оказались ей не ко двору».

– Вы хоть знаете, что такое кетгут? – спросил Вафину директор завода Газизулин.

Это она уже знала.

– Рассасывающийся шовный материал.

– И заметьте, абсолютно стерильный. Вы сделаете плохую деталь – из строя может выйти машина. Если вы сделаете плохой кетгут – может погибнуть человек. Чувствуете разницу?

Она кивнула.

– Но вы не рассчитывайте, что я поставлю вас на чистый участок. Мне нужен инженер в цех первичной обработки сырья. Это вам не КБ, там воды по щиколотку.

Спустя неделю директор увидел Вафину в цехе во время обеденного перерыва. Расима стояла у стола для расколки жгутов, надев поверх белого халата фартук. Она работала. Жгуты выскальзывали у нее из рук, шлепались на пол. Ее блузка была исполосована мокрыми рубцами. Косынка сбилась на сторону.

– Вам платят не за то, чтобы вы подменяли рабочих, а за усовершенствование технологической схемы в цехе, – вместо приветствия произнес директор у нее за спиной.

Она обернулась.

– Как же я могу что-то усовершенствовать, если не имею об этом ни малейшего представления?

– Ходите, смотрите.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены