В. А. Энгельгардт, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, академик, директор Института молекулярной биологии АН СССР
Научно-техническая революция... Открытия ученых все шире раздвигают границы познания, все мощнее, глубже влияют откровения теории на практику жизни, все чаще новейшая информация, рождаясь на стыках наук – биологии, физики, химии и других, – проникает в разные сферы созидания, обогащая практическую деятельность человека. Одна из самых влекущих сфер науки для молодого, ищущего ума – биология, познающая загадки живого мира. Как фундаментальная отрасль знания, биология давно заявила о себе во весь голос. Процессы, происходящие в ней сегодня, направлены на решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством XX века: это проблемы здоровья, питания, экологии и многие другие. В этом номере мы открываем новую журнальную рубрику – «ЭРА БИОЛОГИИ», – где напечатаем серию материалов о достижениях биологии – теоретических и практических, о значении этой науки. Академик Владимир Александрович Энгельгардт, начинающий на наших страницах разговор по этому поводу, справедливо пишет, что одному человеку невозможно полно охарактеризовать сегодняшнюю многосложную биологическую науку. Мы просим наших читателей написать, с какими учеными в дальнейшем вы хотели бы встретиться в «Смене», о каких сторонах биологии пожелали бы узнать более подробно. Давайте вместе вести эту непростую, но увлекательную тему – «Эра биологии». Ждем ваших писем!
– Владимир Александрович! Не могли бы вы очертить круг задач и проблем, которыми занимается современная биология?
– Рассказать о современной биологии – задача непосильная для одного человека. Ибо круг проблем, которыми занимается эта наука, воистину необозрим.
Есть классическое направление в биологии. Оно успешно развивается и сегодня. Биологи изучают происхождение живых существ, пытаются понять многообразие путей эволюции всего живого, стараются составить исчерпывающие классификации существующих в мире организмов.
Но современная биология – наука прежде всего экспериментальная, а не описательная. Новейшие достижения физики, химии, математики – электронная микроскопия, рентгеноструктурный анализ, меченые атомы, хроматография, ЭВМ, полностью автоматизированные комплексы приборов – все это и многое другое взято сегодня на вооружение исследователями-биологами.
Познание живого организма как сложной многоуровневой и интегрированной системы, а также всех форм его взаимодействия с окружающей средой – так, наверное, можно определить предмет нашей науки.
Изучение тончайших механизмов живого, которое сейчас ведется на молекулярном, генетическом, клеточном уровнях, дополняется противоположным подходом – рождением комплексных, синтетических дисциплин. Это биохимия, биофизика, радиобиология, космическая биология. В результате союза биологии с техникой родилась бионика. Это наука, использующая принципы жизнедеятельности организмов живых систем для создания новых приборов и автоматов.
Под влиянием практики развились такие прикладные дисциплины, как техническая биохимия и сельскохозяйственная микробиология. Биология была и остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства. Ее успехи способны гарантировать нам рациональную эксплуатацию живых природных ресурсов и максимально глубокое изучение биосферы Земли и круговорота веществ в ней.
Поверьте, рассказывать о современной биологии, ее ответвлениях и направлениях, точках соприкосновения с другими науками, техникой, производством, медициной, наконец, с космосом я мог бы еще очень долго.
Но мне хотелось бы подробнее поговорить о молекулярной биологии.
Многочисленные биологические механизмы теперь уже можно свести к молекулярным процессам, то есть их можно объяснять исходя из строения и свойств химических молекул, особенностей и типов химических реакций, протекающих в живой клетке.
Молекулярная биология – эти два слова заключают в себе целую программу исследований: на молекулярном и атомных уровнях объяснить такие основные феномены жизни, как наследственность, рост, развитие, дифференцировка, раздражимость, движение, память. Пока еще трудно сказать, как скоро молекулярная биология сможет достигнуть поставленных целей, так как задачи эти чрезвычайно сложны и многообозримы.
Словом, лицо молекулярной биологии определяется постановкой вопросов, цель которых – установить связь между структурными превращениями» молекул и их биологической функцией.
– Владимир Александрович, всякий раз, когда мы пытаемся оценить степень новизны той или иной ветви науки, понять, насколько она расширяет горизонты нашего познания и,
наконец, насколько внушительны здесь открывающиеся перспективы, мы неизменно обращаемся к истории возникновения этой дисциплины. Остановитесь, пожалуйста, на основных этапах становления молекулярной биологии.
– Время рождения молекулярной биологии отсчитывают с 1953 года, когда было расшифровано молекулярное строение «вещества наследственности», знаменитой сегодня двуспиральной структуры ДНК.
Но я хочу пойти по другому пути и рассказать об истоках молекулярной биологии в нашей стране.
При основании нашей академии Петр I пригласил на кафедру анатомии и физиологии в качестве ее руководителя выдающегося представителя точного знания – математика Леонарда Эйлера. Это как бы – с огромным опережением времени! – предначертало ту линию развития биологических исследований, которая спустя два века стала магистральным путем познания коренных основ жизни. Ведь молекулярная биология стала реальностью, когда в изучение фундаментальных проблем биологии включились физики, химики и математики.
В науке о живом мире дольше, чем в других областях естествознания, преобладал описательный подход. Предметы и явления не подвергались преднамеренному воздействию человека, что позволяло ориентироваться в их многообразии, вносило в накапливающиеся сведения о них элемент порядка, порождало принципы классификации и систематики. Простая констатация, свойственная описательному методу, приобретала характер как бы самоцели, а задачи вскрытия внутренних движущих сил, поиск причинных зависимостей оставались вне поля зрения исследователей.
Экспериментально-биологические исследования начались в системе академии в 1893 году в специальной зоологической лаборатории, созданной по инициативе А. О. Ковалевского. Он, а также И. И. Мечников были первыми из ученых, которые целеустремленно и последовательно вводили экспериментальный подход к изучению процессов, происходящих в живом мире.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.