Рубль заработанный и потраченный

Борис Павлов| опубликовано в номере №1335, январь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

В различных городах страны социологи отмечают примерно одну и ту же картину: примерно 60 – 70 процентов текучести рабочих кадров приходится на категорию молодых рабочих, среди которых особой «непоседливостью» отличаются работники со стажем производственной деятельности до 3 лет. Что же заставляет молодых рабочих увольняться, менять место работы, нередко профессию, менять трудовой коллектив?

С этим вопросом мы обратились в анкете к 600 молодым рабочим Златоуста. Вот их мнение. Наиболее существенная причина увольнения – «низкий заработок» (48,8 процента ответивших). На втором месте – «отсутствие перспективы получения жилья или улучшения жилищных условий» (45,5 процента). На третьем – «плохая организация труда» (36,5 процента). Остальные причины «набрали» гораздо меньше голосов. Характерно и другое. Если анализировать причины увольнения рабочих средних и старших возрастных групп, то причина «низкий заработок» не является доминирующей.

Теперь о другом. Знал ли молодой человек до поступления на работу цену рублю? Да, знал, но лишь одну сторону этой цены: сколько можно купить на рубль хлеба, молока, сколько рублей нужно для покупки велосипеда, магнитофона, джинсов. А вот другая сторона этой стоимости – усилия, которые необходимо вложить, чтобы заработать этот самый рубль, – для подавляющего большинства юношей и девушек была неизвестна.

Мне могут возразить: позвольте, но сейчас довольно часто старшеклассники после пятой трудовой четверти приносят домой первые заработанные собственными усилиями деньги. Да, работают, да, зарабатывают. Но этот труд, как правило, носит полуучебный характер как по интенсивности, так и по каждодневной продолжительности. Доказательство тому – средние заработанные суммы за трудовую смену: 50 – 150 копеек (мы анализировали эту сторону деятельности многих трудовых объединений школьников). При этом сам факт заработка школьника не носит необходимого для семейного бюджета характера, а воспринимается любящими родителями и домочадцами в качестве воспитательного элемента, выходящего из ряда вон события в жизни семьи. Трата этой незначительной (по сравнению с общим бюджетом семьи) денежной суммы превращается зачастую в некий ритуальный характер посвящения в финансовую самостоятельность подростка: «Сам заработал – - сам потратил».

Иное дело – заработать рубль на «взрослом» производстве. Во-первых, необходимо в день заработать не один рубль, а пять-шесть (при среднемесячном заработке 100 – 150 рублей, который имеют молодые рабочие уже в первый год своей трудовой биографии). Во-вторых, надо эти рубли зарабатывать каждый день.

Начиная работать, молодой человек делает неожиданное для себя открытие. Оказывается, работать-то трудно. Зарабатывать-то деньги – это не пустячное дело. В душу закрадывается сомнение: а может быть, эти трудности связаны с профессией, специальностью, которую выбрал, а может, так трудно даются деньги только на этом предприятии? Так рождается во многом основа «непоседливости».

«Трудовое воспитание, – писал В. А. Сухомлинский, – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно». Понимание этой гармонии, ощущение ее в каждодневном труде не приходят сами собой. Они результат большого напряжения сил, воли, старания работника, направленных на освоение профессии, осознание важности и необходимости любого труда.

Как тратятся заработанные рубли?

Мы нередко слышим: «Она умеет считать копеечку», «Он тратит деньги с умом», – или противоположное – «Бросает деньги на ветер». По тому, как тратит человек деньги, мы зачастую даем ему и соответствующие характеристики: одних причисляем к рачительным, хозяйственным, бережливым; других – к жадным, прижимистым, скрягам; третьих – к расточителям, мотам, транжирам. Иными словами, одни расходы людей мы относим к разряду разумных, другие – к неразумным... Давайте попытаемся разобраться, что есть что.

К числу разумных мы в первую очередь, очевидно, должны причислить расходы, связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей, без которых не может жить современный человек в современном обществе. Это расходы на питание, одежду, содержание жилища, воспитание потомства, общеобразовательную и профессиональную учебу и т. д. Да, но где мера этих обязательных расходов? К примеру, можно готовить еду дома, можно питаться в столовых, а можно в ресторанах. Разница расходов будет в два-три раза. Можно иметь одну-две пары сменной обуви, а можно десять – двадцать, Можно приобрести в гардероб три недорогих платья или костюма, а можно пятнадцать и все по самой дорогой цене. Где критерии обязательного минимума расходов?

Мне представляется, что искать эти критерии необходимо прежде всего в оптимальном сочетании разумности человека в процессе приобретения и потребления, с одной стороны, и его реальных возможностей – с другой. Ну ладно, скажет читатель, с возможностями тут более или менее ясно: не истратишь больше денег, чем их заработал, чем их имеешь. А вот как в отношении разумности потребностей? Кто возьмет на себя смелость определить разумное или неразумное число пар обуви, число рубашек, число грампластинок, книг и т. д., которые должен иметь у себя каждый молодой человек? Действительно, подобную норму установить очень трудно, ибо она носит во многом индивидуальный характер. Имеют здесь значение традиции семьи и условия, в которых рос молодой человек, возможности жилья, образ жизни и характер трудовой деятельности, направленность ценностных ориентации, привычек.

И все же можно попытаться назвать принципы, которыми стоит руководствоваться, когда приобретаешь и потребляешь.

Начнем с того, что удовлетворение потребностей не должно идти во вред физическому или нравственному здоровью, духовному развитию личности. Да, можно ежедневно в обед съедать по два вторых, просиживать в кино два сеанса, выпивать литр-другой пива. Но пойдет ли это на пользу человеку?

Удовлетворение наших личных потребностей должно согласовываться с интересами общества, интересами конкретных людей, живущих рядом. Например, уже работающему сыну или дочери нравится идти в ногу с модой, ежегодно ездить летом на юг и вообще не ущемлять себя... Все это хорошо, если одновременно не ущемляются интересы других членов семьи, интересы товарищей по работе (многим хочется пойти в отпуск летом).

Важно не забывать о гармонии потребностей. Можно, скажем, большую часть денег тратить на сладости, вино, сверхмодные вещи. Но тогда обделишь себя чем-то другим. Следует помнить о разумной иерархии наших потребностей, их соподчиненности. То есть какие важнее, актуальнее сегодня, а какие станут неотложными завтра. На этом хотелось бы остановиться особо.

Здоровье нужно беречь смолоду. Увы, молодежь слишком редко помнит об этом. Особой беззаботностью в этом плане отличаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 – 25 лет. В более младшем возрасте охрана их здоровья была компетенцией родителей («Пока не поешь, Сереженька, горяченького – не пущу гулять», «Маша, надень теплое белье, иначе никуда не пойдешь»). Обретенная взрослость, самостоятельность – это не только полученные права, но и перешедшие от взрослых обязанности. В частности обязанности по сохранению своего здоровья.

Необходимые затраты на хорошее питание, добротную, теплую одежду нередко в бюджете молодых рабочих теснятся другими, менее актуальными для здоровья расходами. Скажем, на ту же выпивку, развлечения, модную одежду. Житейская мудрость приходит несколько позднее.

Изучая денежный бюджет молодых рабочих, живущих вне родительских семей (которые еще не обзавелись собственными семьями), мы выявили одну интересную закономерность. По мере взросления расходы молодых людей на питание увеличиваются. Такое же увеличение зафиксировано и по мере роста уровня образования. Это можно объяснить прежде всего тем, что с ростом социальной зрелости (а она, как правило, зависит от возраста и уровня образования) растет престиж здоровья у молодых людей, которое во многом зависит от культуры питания: калорийности, разнообразия пищи, своевременности и правильности ее приема.

Пора взросления – одновременно и пора освоения молодым человеком окружающего его вещного мира. Посмотрите, сколько кругом нас различных вещей, предметов. Только для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд выпускаются многие сотни предметов (не зря возникли магазины «1000 мелочей»). Приведу только один факт. На кухне современной хозяйки вы встретите до десятка различных бытовых машин: холодильник, утюг, соковарку, пылесос, стиральную машину, миксер и т. д. А если бы хозяйка задалась целью собрать все образцы различных машин, выпускаемых нашей промышленностью для облегчения домашнего труда, то получилась бы не кухня, а склад.

Сегодня в магазинах предлагаются десятки примерно равноценных вещей. Спектр цветов, масса всевозможных материалов, различные марки заводов-изготовителей. Разные, зачастую противоположные рекомендации и оценки окружающих. В этом море вещей важно не растеряться, не стать их слугой. Помнить, что потребности все-таки должны быть разумными.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Громадина микромир

В. А. Энгельгардт, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, академик, директор Института молекулярной биологии АН СССР