По воспоминаниям Тамары Карсавиной, Михаил Фокин был очень эмоциональным в работе: «Мы, его последователи, были преданы ему из-за его искренней увлеченности своим делом и требовательности к окружающим, хотя он был чрезмерно раздражительным и порой терял над собой контроль. Сначала это нас выводило из равновесия, но со временем мы привыкли к тому, как он швырял стулья, уходил посредине репетиции или вдруг разражался страстными речами. Во время сценических репетиций он усаживался в партере, чтобы оценить эффект своей постановки. Его голос, охрипший от крика, обрушивался на нас словно пулеметная очередь через головы оркестрантов: «Отвратительное исполнение. Небрежно, неряшливо. Я не допущу такого наплевательского отношения!»
В те же годы Сергей Дягилев собирался продемонстрировать русский балет в Париже, организуя знаменитые «Русские сезоны». Именно Фокина Сергей Павлович пригласил в качестве постановщика – на долгих три года.
Дягилев, безусловно, сыграл огромную роль в судьбе Михаила Фокина, хотя отношения между двумя чрезвычайно талантливыми людьми были очень сложными. Фокин признавал талант Дягилева как импресарио, но не терпел, когда тот вмешивался в его творческую часть.
Каждый сезон балетмейстер старался сделать особенным, не похожим на другие. Так, программа первого сезона включала в себя совсем разные истории: «Клеопатра», «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» и «Шопениану», переименованную в «Сильфиды». Эффект достигался за счет того, что балеты были очень разными.
Для следующего сезона была подготовлена «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, которая словно продолжала линию пластической драмы «Клеопатры», но показала больше чувственности и эротизма. «Карнавал» на музыку Шумана был призван создать контраст с «Шехерезадой». Центральным же событием сезона стал долгожданный балет на русскую тему – «Жар-птица», в котором использовались фольклорные образы. Сам Фокин во время парижских гастролей исполнял партию Ивана-царевича, не теряя и свое мастерство танцовщика.
Сезон 1911 года был выстроен в импрессионистской манере: новаторские балеты-миниатюры базировались на подражании пластике растения, создающей образ благоухающего, хрупкого цветка. «Подводное царство» Римского-Корсакова, «Нарцисс» Черепнина, «Призрак розы» Вебера. Парижская публика была в восторге от прежде не виданного балета. Русскую тему продолжил «Петрушка» на музыку И. Стравинского, который продолжают ставить до сих пор.
В 1912 году Фокин перестал быть единственным балетмейстером «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Тот привлек к работе Вацлава Нижинского, блистательного танцовщика. Это обидело Фокина, и он покинул Дягилева, чтобы продолжить работу в Мариинском театре. Но государственная сцена, конечно, отличалась от вольного нрава дягилевской труппы.
Через два года сотрудничество Фокина и Дягилева возобновилось: Фокин поставил три балета – «Легенду об Иосифе» Штрауса, «Мидаса» Штейнберга и оперно-балетную версию «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Но прежнего успеха эти постановки не снискали, и сотрудничество двух великих людей на этом закончилось, а Фокин продолжил работать в Мариинском театре до 1918 года.
Революция вынудила Михаила Михайловича покинуть Россию, и хотя он планировал вернуться, сбыться этим планам было не суждено. Прожив некоторое время в Швеции, он перебрался в Америку, где работал в Нью-Йорке и Чикаго. Множество постановок на русскую тематику говорят нам о том, что Михаил Михайлович скучал по родине: «Громовая птица» Бородина и «Русские праздники» Римского-Корсакова.
. В 1930-е годы Фокин работал в Буэнос-Айресе, в Парижской опере, в «Балле рюс де Монте-Карло», «Балле рюс де Базиль». Там он возродил свои балеты «Шопениана», «Карнавал», «Видение розы», «Петрушка», «Шехерезада» и поставил несколько новых спектаклей. Тогда же американская балерина Люсия Чейз организовала «Американский балетный театр». Выступления этого коллектива в Нью-Йорке начались со спектаклей Фокина.
До 1933 года (ему было уже 53!) он продолжал выступать и как исполнитель. Еще в 1921 году Фокин при помощи жены открыл балетную студию, в которой работал до самой смерти.
Его «хореографическая реформа», если можно так выразиться, заключалась в том, что он предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Вообще за свою жизнь он поставил семьдесят балетов, каждый из которых был оригинален и отличался от предыдущих. Последними его крупными работами стали балеты «Паганини» на музыку Рахманинова и «Русский солдат» Прокофьева.
Сын Михаила Фокина вспоминал: «Перед смертью, придя в сознание и узнав о событиях под Сталинградом, отец спросил: «Ну, как там наши?» И, услыхав ответ: «Держатся…» - прошептал: «Молодцы!» Это были его последние слова».
Умер Михаил Михайлович Фокин 22 августа 1942 года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев
25 июля 1980 года ушел из жизни Владимир Семенович Высоцкий
14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, известная также как «Королева Марго́»
7 ноября 1850 года началось расследование преступления до сих пор не раскрытого