Ветер в колесах

Владимир Аркуша| опубликовано в номере №1398, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Скорость

Итак, пройдя «приготовительный класс» езды на мопеде или мокике (о них «Смена» писала в №№ 8 и 11 этого года), вы поступаете в «начальную мотоциклетную школу». И предметом, который вы станете здесь изучать, прежде всего, окажется мотоцикл с маркой Минского мотовелозавода — ММВЗ. Отнеситесь к нему со всей серьезностью: ведь в отличие от мопеда или мокика он способен перевозить не только вас, но и пассажира, уверенно держаться в напряженном транспортном потоке, не уступая в динамике движения автомобилям. Для тысячекилометровых пробегов через полстраны «Минск», пожалуй, легковат, а вот путешествие в несколько сот километров на нем — дело вполне реальное.

Вот анкетные данные машины: 125 кубических сантиметров рабочего объема цилиндров, 12 лошадиных сил, или, если брать в более современных единицах, девять киловатт мощности, 150 килограммов полезной нагрузки при собственной массе сто четыре, максимальная скорость — 100 километров в час.

У минского мотоцикла мотор простейшей конструкции, двухтактный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением. Двигатель умеренно расходует топливо, не слишком шумен. Правда, характеристика его такова, что на затяжном подъеме, при сильном встречном ветре сразу приходится переходить на низшую передачу (коробка передач у мотоцикла четырехступенчатая).

С нынешнего года у мотоциклов 12-вольтовое электрооборудование: фара по силе света не уступает автомобильной, да и фонари стали эффективнее. На мотоцикл ставят генератор переменного тока, стало быть, нет аккумулятора и связанных с ним хлопот.

Мотоцикл, сходящий с конвейера в 1985 году, по сути, прямой потомок того, который начали выпускать здесь в 1951-м, так сказать, результат многолетней эволюции.

Модель чрезвычайно проста в сравнении с нынешней машиной. Она имела неподрессоренное заднее колесо, что придавало ей характерную «прыгучесть». Должно быть, за это качество мотоцикл и получил прозвище «макака». Прозвище вздорное, но саму машину мотолюбители вспоминают и сегодня с неизменной теплотой, ценя ее за неприхотливость, экономичность, легкость. Правда, и мощность ее была всего 4,5 лошадиной 'силы, но непритязательному мотоциклисту 50-х годов этого хватало. При всех плюсах современной машины невольно думается, что, приобретая одни качества, она (и, конечно, ездок) «расплачивается» другими.

Точности ради скажем, что минская «макака» не была первой: ее производство передали в Минск из Москвы, где модель выпускали с 1946 года. В 1951 году минчане собрали 5 тысяч машин этого класса, сейчас ежегодно изготавливают почти 200 тысяч.

В это число входят не только дорожные, но и спортивные, и даже уникальные модели. Завод мелкими сериями делает мотоциклы для многодневных соревнований, кольцевых гонок, кросса. Имея в основе массовую, «конвейерную» модель, спортивные машины форсированы по мощности, а экипажная часть приспособлена к условиям определенного вида состязаний. Именно на таких машинах, поставляемых в организации ДОСААФ, молодежь овладевает техникой спортивной езды. Их возможности довольно высоки: скажем, в варианте для кольцевых гонок мощность достигает 24 лошадиных сил, а максимальная скорость — 160 километров в час.

Многих заинтересует: каковы же пределы мощности и скорости, достигнутые сегодня в классе 125 кубов? В гонках на «кольце» машины мощностью до 44 лошадиных сил развивают скорость почти 230 километров в час на прямых участках. О простоте спортивных моделей говорить не приходится: и у кроссовых, и у кольцевых — двигатели с жидкостным охлаждением, хитроумными клапанами и золотниками; у колес — дисковые тормоза с гидроприводом.

Класс до 125 кубиков весьма популярен в мотоспорте. В нем разыгрывают многоэтапные мировые чемпионаты по кроссу и кольцевым гонкам. Основная масса зарубежных кроссменов выступает на японских мотоциклах «Сузуки», «Хонда», «Ямаха», «Кавасаки». Удерживают позиции итальянские фирмы «Априлиа», «Каджива», «Морбиделли». Подобные машины есть у нас: в институте ВНИИмотопром в Серпухове разработан кроссовый «Восток», который по своим параметрам весьма близок к мировому уровню. На этом мотоцикле советские кроссмены Ааду Сикк, Юрий Панов, Алексей Зорин трижды выиграли Кубок дружбы социалистических стран в личном зачете, а сборная страны трижды одержала командную победу.

Неплохо показал себя на первых порах и 125-кубовый «кольцевой» «Восток». Его двухцилиндровый мотор с жидкостным охлаждением достигает мощности 27 киловатт.

Как видите, один из «младших» мотоциклетных классов весьма разнообразен: от простых, дешевых, массовых машин до уникальных скоростных. Они очень несхожи, но не разделены глухим барьером: цепочка технических достижений тянется от сложных конструкций к простым, от единичных к массовым, и каждая модель — звено этой цепочки. И не стоит огорчаться тем, что ваш «Минск» почти втрое слабее кроссового «Востока»; зато он во столько же раз мощнее послевоенного мотоцикла, который в истории советского мотостроения считается одной из классических машин.

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На границе, у реки

Рассказы о современной армии

Прозрачность

Творческая мастерская

Просторы песни нашей

Из культурной программы XII Всемирного