Разговор о любви

И Соловьева, М Каретникова| опубликовано в номере №916, июль 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

И все-таки любовь ее трагична. Нет, не потому, что она безнадежна. Мне очень страшно за Галю. Можно и не найти взаимности и все-таки быть счастливой. Помните, у Пушкина - одна строка, и мы знаем, что героиня стихотворения, хотя и не любит, прекрасна. Она достойна любви, «но пусть она вас больше не тревожит». Значит, хотя она и не любила, она тревожилась, она горевала. И мы прощаем ей Стихи эти. горькие и нежные, о счастливой любви. О невзаимной, но счастливой. А вдруг Галя будет теперь думать так же, как Лида? Как Костя? Она станет хуже. Произошло это не потому, что Костя ее не любит. Он стыдится любви. Что за человек Костя - неизвестно. И может быть, и неплохой. Но он уже. как Лида, подозревает плохое - ему поэтому и стыдно. Что подумают? Да, в Галиной душе перелом, и напрасно критик радуется ему. Вряд ли Галя станет лучше. Уже хотя бы потому, что своим гневом она же пытается причинить Косте боль, унизить его. Она стала благоразумнее. Она поймет, что не надо так уж страдать и мучиться от любви, что от нее не умирают.

Гале 15 лет. Она любит самозабвенно. Тонечке 19 лет. Она любит самозабвенно. Римме 20 лет. Она любит. Но не самозабвенно. Она уже знает, что не пропадет: «Не бойтесь, генерал». Она уже пускается на хитрости. А «генерал» в 28 лет уже не может любить. И Лера из «Иртумея» не может в 25 лет. А о жене Сергея - ей 32 - и говорить не приходится. Что же происходит? Чем взрослее человек, тем мельче чувства?

Каретникова говорит, что беда гладилинского героя в том, что он не может еще создать семью, не находит в себе для этого сил и решимости. Все это верно. Но к проблемам данных рассказов не имеет отношения. Как можно создать семью, какой смысл в этом призыве, когда герой никого не любит? Ведь его драма в том и состоит, что он не может, не умеет любить. А его обвиняют в том, что он не желает создать семью! Зачем призывать к самообузданию людей, которым и обуздывать-то нечего? Герои этих рассказов, их проблема - неумение, неспособность любить. Кстати, мы знаем, что и в действительности эта проблема не такая уж редкость. Часто ли встречается подлинная, глубокая любовь на всю жизнь? Недаром говорят, что настоящая любовь такая же редкость, как настоящий талант. Любовь - это тоже талант. Что случилось с Лерой из «Иртумея»? С героем Гладилина? Откуда эта бедность и немощность чувств? Не лежит ли в начале пути каждого история грустная, вроде Галиной? История, в которой победило благоразумие. Им объяснили, как это неразумно и нерасчетливо - тратить себя на любовь. И теперь они стали разумными - и несчастными. «Не хватает сил, времени, а главное - веры». Наверное, это самое главное. «Невзаимная любовь бессмысленна-семьи не создашь». Тут права М. Каретникова. Но такие ли великолепные и сочные плоды приносят сухой рационализм, трезвость и расчетливость? Все очень просто. Да, трагедий из-за любви в наше время не бывает. Женщины и мужчины стали умными и учеными. Не любишь - и не надо. Главное - труд на благо общества.

И каким примером для современной женщины, говорит Каретникова, может служить Аксинья из «Тихого Дона», которая даже не поинтересовалась политическими взглядами своего Григория! Или Анна Каренина...

Но проходят десятилетия, и современная девушка плачет над «Тихим Доном» и «Анной Карениной», невзирая на политическую близорукость героев. Вроде и права Марина Каретникова, но холодом веет от ее справедливых рассуждений. От них прямой путь к беттризо-ванному обществу Ст. Лема в его «Пришельцах». Сначала - неразумно тратить себя на любовь. Потом - и это логично - тратить себя на работу, потом - неразумно рисковать во имя науки. И вообще - зачем рисковать? И люди перестали быть людьми.

А каждому хочется не Лериной судьбы, а любви, как у Аксиньи, у Анны Карениной. Чтобы сильнее смерти.

Неразумно? Быть может. Но ведь вот в чем дело. Можно сделать любопытное наблюдение. Кого бы из крупных людей мы ни взяли, к чьей бы судьбе ни обратились, будь то известный писатель, общественный деятель, даже революционер, мы обязательно найдем в его жизни так называемую неблагополучную, неразумную, большую и единственную сильную любовь. Можно ли назвать разумной любовь Маяковского? Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой? Любовь Данте? Нет. Но вот вопрос: был бы Данте - Данте, если бы не его любовь к Беатриче? Можно привести еще один пример, который сначала покажется парадоксальным: Карл Маркс. Он пронес любовь к своей жене через всю жизнь. Но было ли разумным его чувство вначале, в юности, - любовь революционера к дочери аристократа?

Да, всю историю человечества делали и двигали люди, которые с житейской точки зрения безумны или, во всяком случае, неблагоразумны. Нет, не надо призывать людей к благоразумию. Пусть горит в сердцах юных священный и совсем не благоразумный огонь любви к женщине, к Родине, к людям, к идее! Только человек, способный гореть, может быть счастливым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены