Рассказ о Толстом

В Шкловский| опубликовано в номере №275, ноябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Угнетающие солдаты - люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом... Угнетающий солдат сжился с мыслью, что он солдат, и даже гордится сим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство ненависти и ропот начальнику. В нем есть чувство сознания своего достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его... Отчаянные солдаты - люди, убежденные несчастьем, что для них нет ничего незаконного и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника, никогда не раскается.

Угнетенный страдает, терпит И ждет конца. Угнетающий улучшает свой быт в солдатской сфере, в которой он освоился. Отчаянный презирает все и наслаждается».

Между этой характеристикой русского солдата и севастопольскими рассказами Толстого - огромный и всякому понятный разрыв.

Толстой начал как барин, как барин в литературе, и это ограничивало его реализм. Он мог психологизировать, мог дать анализ настроения офицера, но дать социальный анализ отношений офицера и солдата он решался очень редко. У него отдельно офицер разговаривает о доходах, и отдельно живут солдаты. В записке же, которую Толстой написал для себя, у него солдаты ненавидят офицера за эти самые доходы.

Севастопольские рассказы имели большой успех. Сам же Толстой написал сатирические стихи на высшее начальство, осмеивая его бездарность. Стихи эти пелись. Они выражают офицерскую фронду против высшего командования.

Толстой был послан курьером в Петербург, там напечатал свои рассказы, которые укрепили еще больше его литературную славу. В Петербурге Толстой сошелся с Тургеневым, Гончаровым и Григоровичем, но всегда противопоставлял себя демократической литературе (Чернышевский, Некрасов и др.).

Лев Николаевич вел здесь жизнь богатого дворянина, кутил, ездил к цыганам, пение которых любил страстно.

С приятелями Толстой, однако, скоро поссорился и уехал заграницу.

Вернулся в Россию во время освобождения крестьян и стал мировым посредником.

В «Ясной поляне» Лев Николаевич основал школу, где начал преподавать по собственному методу. Здесь он по-настоящему узнал деревню.

Литературная деятельность его в это время не привлекала всеобщего внимания. Его забывали. Между тем Толстой за это время написал превосходный рассказ «Поликушка», «Три смерти», пишет историю лошади («Холстомер»).

В России в это время все ломалось.

«...старая патриархальная Россия после 1861 года, - говорит Ленин, - стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма. Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря «дешевому труду» разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупная торговля и промышленность.

Вот эта быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России и отразилась в произведениях Толстого-художника, в воззрениях Толстого-мыслителя.

Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы. Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания...» (Ленин «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение». Т. XIV, стр. 405).

Толстой сопротивлялся. «Ясная поляна», хотя и обедневшая, хозяйство помещика, хотя в этом хозяйстве на тройку лошадей было только два хомута, держало его.

В это время Толстой, которому уже шел четвертый десяток, женился на Софье Андреевне Берс, 17-летней дочери доктора-немца. Первые годы семейной жизни ушли на написание «Войны и мира». Лев Николаевич хотел восстановить честь старинного дворянского воинства.

Исторической идеализацией боролся Толстой с современностью. Он говорил, что если мы и проиграли сражение и кампанию под Севастополем, то ведь выиграли же мы другую кампанию с теми же французами в 12-м году.

В «Войне и мире», воспроизведя целые эпизоды севастопольских рассказов. Толстой берет реванш за севастопольское поражение в пользу своего класса.

История у Толстого неподвижна. Он переносит свою семью, свою мать и девушку, сестру жены, и самого себя в 12-й год и там осуществляет нетронутое, целое дворянское семейное и военное счастье.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены