9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде, Тульской губернии, в 15 верстах от Тулы, в имении «Ясная поляна».
«Ясная поляна» расположена на Козловской засеке.
Засеками в старой России называли участки леса, в которых деревья подрубались на высоте роста человека, сидящего на лошади.
Подрубленные деревья падали одно на север, другое на юг, на запад, на восток. Подрубали их так, чтобы верхушка осталась на комле. Получалась путаница поваленных деревьев.
Это было укрепление вроде наших проволочных заграждений, делалось оно против татар.
Позднее здесь стояли домны, и на той горке, где похоронен Л. Н. Толстой, вся земля состоит из шлака.
При Толстом не было уже ни домен, ни засеки, было большое и богатое дворянское имение.
Отца своего Лев Николаевич изобразил в «Детстве и отрочестве» в лице отца Николеньки Иртеньева и отчасти в «Войне и мире» в лице Николая Ростова.
В чине подполковника Павлоградского гусарского полка Николай Ильич Толстой принимал участие в войне 1812 года, и после заключения мира вышел в отставку.
Это был человек, умеющий казаться очаровательным, игрок, сильно расстроивший свои дела.
Для поправления дел Николай Ильич женился на некрасивой и уже не очень молодой княжне Волконской. Лев Николаевич знал свою мать лишь по рассказам родных: она умерла, когда ему было всего два года. Он изобразил ее в «Детстве и отрочестве» и в «Войне и мире».
Лев Николаевич сам говорил, что ему без «Ясной поляны» не была бы понятна Россия.
Семейные и хозяйственные отношения «Ясной поляны» воспроизводились Толстым в его романах и повестях. Отец Льва Николаевича был убит дворовыми, об этом в семье не любили говорить.
Дела отца оказались в запутанном положении, и трое младших детей поселились в «Ясной поляне» под наблюдением дальней родственницы, Ергольской, которая их воспитывала.
Так закончилось детство Толстого. Отрочество началось, как он сам вспоминает, с того, как их отдали из женских рук в мужские. Отрочество его прошло в доме Юшковых.
Воспитывался Лев Николаевич немцами и французами - гувернерами. Рос, сознавая свою неполноценность. Лев Николаевич был разорен и некрасив.
У Льва Николаевича была большая сила воли, он сам воспитывал себя шаг за шагом, задавал себе уроки, составлял расписание дня, проверял, выполнил ли он уроки. Он вел себя через жизнь, как ученик, записывая сам на себя кондуит.
Все содержание первых дневников Толстого состоит в том, что он ведет себя нe так, как надо, что он берет неверный тон.
Неверным тоном было все положение Толстого. Та социальная группа, к которой он принадлежал, - русское дворянство беднело и разорялось не только потому, что оно играло в карты и кутило, но и потому, что крепостническое хозяйство, которое оно вело в условиях мирового окружения, было отсталым. Жестокий нажим на крестьянина не мог улучшить дела крепостников. Многое нужно было скрывать, как смерть отца, и многое нужно было стараться поправить.
Пятнадцати лет Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Описание этого поступления дано Толстым в «Юности».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.