Рабочая повесть

  • В закладки
  • Вставить в блог

...Ботинки, туфли, сапожки... Нескончаем поток обуви из Свита.

В добрый путь

Корпус судна в строительных лесах. Они высоко уходят под своды громадного цеха...

Мы на предприятий, о котором сказано в красочном проспекте: «Словацкий док в Комарно представляет собой самый крупный судостроительный завод в Чехословакии и Средней Европе». Многие суда – заказ Советского Союза.

– Первое судно типа «Волго-Балт-33» мы объявили молодежной ударной стройкой, – рассказывает председатель заводского комитета ССМ Иржи Кокшал. – Здесь модернизированы некоторые узлы, и молодежь успешно решает проблемы, связанные с этим. И технические и организационные... И, еще мы хотим показать несоюзной молодежи, что можно и нужно работать день ото дня лучше!

Иржи говорит, что многие члены ССМ трудятся без ОТК, на самоконтроле, о предстоящей выставке «Зенита», где рационализаторы покажут свои новшества, о том, что «как раз вчера утвердили условия конкурса мастерства для токарей и фрезеровщиков», о роли членов ССМ в налаживающихся, крепнущих связях с поставщиками... В судосборочном цехе огромное множество деталей и узлов, и суда здесь строят самые различные.

Вот трехпалубные лайнеры для Волжского пароходства. Их полностью соберут, сдадут представителям эксплуатационников, но потом «верх» судна убирается, потому что на Дунае мосты низкие, и так судно дойдет до Измаила, а уж там нарастит вновь свой «последний этаж»...

На одном из почти готовых грузовых судов, уже спущенном на воду, мы увидели словацкого мастера - судостроителя Андрея Шейирмана и советского механика Михаила Громова из Беломоро-Онежского пароходства. Один принимал участие в подготовке судна к сдаче, второй готовил приемку.

— Ощупываем каждый винтик, делаем все как положено, – пояснил Михаил.

— Наше дело, чтоб путь ваш был добрым и надежным, – демонстрирует Громову в рубке ходовую аппаратуру Андрей, и улыбается, и рассказывает нам о том подъеме соревнования в честь 60-летия Октября, который нарастает на предприятии. Он называет имена молодых передовиков и представляет одного из них – 22-летнего Йозефа Откары. Этот сильный и красивый парень здесь, в Комарно, окончил профтехучилище, безотказен и смышлен в работе, один из тех, кто, по выражению Андрея, «сам предложит и сам сделает». Он придумал и осуществил приспособление, с помощью которого в системе электрооборудования судна детали для заземления монтируются не каждая в отдельности, а сразу тридцать (!)... Разговаривая с Йозефом, мы понимали, что перед нами человек, у которого слово никогда не расходится с делом, и потому крайне удивились, когда на вопрос: «О чем ты сейчас мечтаешь, к чему стремишься?» – услышали: «Хочу овладеть всеми профессиями судостроителя...» Была пауза, и мы с беспокойством подсчитывали, сколько же специальностей – десятки или сотни – собирается он освоить, но Йозеф пояснил: «...в рамках своего коллектива», – и все стало на свои места. Он ежедневно, ежечасно отдает силы и способности, чтобы стать классным автогенщиком, сварщиком, слесарем, монтажником, маляром... Что-то умеет лучше, что-то хуже и вот старается все выровнять...

— У него получается, – объясняет Андрей. – И не у него одного...

Сам Андрей – председатель первичной организации Общества чехословацко-советской дружбы, член заводского комитета ССМ. Он, строитель судов для СССР, рассказывал нам о волнующем случае, а Йозеф, Иржи и другие дополнили его рассказ.

...Это произошло недавно, в годовщину Словацкого восстания против оккупантов. На завод в Комарно, в гости к корабелам, приехал экипаж советского судна «Краснодон» Дунайской флотилии. Их всех связывала добрая давняя дружба... Отправились на праздник в Банску-Бистрицу – сердце словацкого восстания. И здесь, среди торжеств, машинист «Краснодона» Юрий Выхованец признался: «Где-то в ваших краях в войну погиб мой отец». И такая боль, такое горе прорвалось в этих словах, что Андрей, здешний уроженец, знавший все места окрест, решил изменить их дальнейший маршрут и заехать в городок Зволен, где большое кладбище... Чутье ли ему подсказывало, сочувствие ли вело? Они нашли могилу офицера Советской Армии Выхованца, тоже Юрия... Могила была вся в цветах. И сын – кто возьмется рассказать о чувствах, владевших в те минуты Юрием? – поднял и забрал с собою горсть словацкой земли – земли, за свободу которой отдал жизнь его отец.

Вот и вся история.

...А теперь здесь строят суда типа «река-море».

Здесь расцветают рабочие таланты молодых.

Здесь синее небо и тихо течет Дунай.

Рабочая повесть... Ее страницы нескончаемы, как нескончаем труд людей на земле. Они наполнены высокими понятиями рабочей чести, таланта, интернациональной солидарности... Всем, на чем стоит жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Шаги, сверяемые с временем

Индржих Поледник, член секретариата ЦК КПЧ, Председатель Центрального Комитета Социалистического союза молодежи ЧССР НИК отвечает на вопросы главного редактора журнала «Смена».